Открытие XXII фестиваля искусств «Преображение»
О концерте:
6+
Открытие XXII фестиваля искусств «Преображение»
А. Караманов
«РЕКВИЕМ»
Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр
Филармоническая хоровая капелла «Ярославия»
Солисты:
Полина Шамаева (меццо-сопрано, Москва)
Татьяна Минеева (сопрано, Москва)
Алексей Неклюдов (тенор, Москва)
Дмитрий Орлов (бас, Москва)
Дирижер: Евгений Бушков
Алемдар Сабитович Караманов
(1934 - 2007)
Алемдар Караманов – выдающийся композитор современности. Его симфонические произведения входят в репертуарный список ряда известных дирижёров, в том числе, Владимира Ашкенази, Антонио де Альмейды, Владимира Федосеева, Геннадия Проваторова, Эдуарда Гулбиса и др. Помимо 24-х симфоний, композитором написаны «Stabat Mater», Реквием, Месса, три фортепианных концерта, огромное количество камерной инструментальной, вокальной и хоровой музыки. Беспрецедентный симфонический цикл из шести симфоний «Бысть» по Апокалипсису представляют собой Восемнадцатая – Двадцать третья симфонии: «Любящу ны» (18-я симфония), «Кровию агнчею» (19-я симфония), «Блажени мертвии» (20-я симфония), «Град велий» (21–я симфония), «Бысть» (22-я симфония), «Аз Иисус» (23-я симфония). А. Караманов — автор музыки к фильмам «Обыкновенный фашизм», «Стратегия Победы» М. Ромма, «Любовь с привилегиями» и др. Алемдар Караманов создал собственный драматический стиль музыки, сочетая в произведениях атональную гармонию, полифоническое мышление и яркие сонористические эффекты для фортепиано.
А. Караманов родился 10 сентября 1934 года в Симферополе. Музыку начал сочинять с пяти лет, а первую оперу написал в девять лет. Окончил Симферопольское музыкальное училище, затем поступил в Московскую консерваторию по классам композиции и фортепиано. По окончании консерватории продолжил обучение в аспирантуре. За годы учебы композитор написал первые десять симфоний, среди которых особо выделяется романтическая Седьмая симфония «Лунное море». В начале 1960-х годов Караманов становится одним из первых авангардных композиторов в Советском Союзе. Хотя этот период в творчестве Караманова длился всего лишь до июля 1964 года, за два года композитор создал много интересных сочинений — симфонии, произведения фортепианной и камерной музыки, вокальные сочинения.
Из-за своей принадлежности к авангардизму Караманов после окончания аспирантуры почувствовал давление властей, которые проводили идеологическую кампанию против новых музыкальных течений. В результате у композитора исчезли возможности исполнять свою музыку в Москве, и ему в 1965 году пришлось переехать в тихий, провинциальный Симферополь, где, по его же словам, не было никакой музыкальной жизни.
Перед переездом в Крым Алемдар Сабитович сознательно принимает христианство и посвящает свое творчество религиозной тематике, создавая выдающиеся образцы симфонической музыки, основанной на евангелических мотивах. Композитор в своих произведениях стремился отразить всю глубину христианства, и действительно, созданный им цикл из четырех симфоний «Совершишася», написанный по мотивам четырех Евангелий, называют музыкальным Евангелием. К сожалению, постановка сочинения связана со значительными трудностями, в связи с чем оно впервые было исполнено целиком лишь после 2006 года.
Почти 20 лет произведения композитора не исполнялись, но, начиная с конца 80-х годов, они вновь зазвучали в концертных залах всего мира.
Правительство Украины наградило А. Караманова двумя крупнейшими премиями — Национальной премией им. Тараса Шевченко и Государственной премией Украины. В России Караманова также считают своим композитором и исполняют его музыку на крупных симфонических концертах.
В 1992 году композитор написал пьесу «Гимн», которая стала гимном Республики Крым. В 1993 году в Крыму был создан благотворительный фонд имени Караманова, а затем — конкурс молодых пианистов имени Караманова.
Композитор вплоть до своей смерти вел уединенную жизнь в Симферополе и не переставал писать музыку. Он не терял уверенности в том, что для всех его сочинений обязательно придет свое время.