Десятки песен, написанных Тухмановым, стали шлягерами. Они звучали на концертах, с пластинок, по радио и телевидению, песни Тухманова не теряют своей популярности и сегодня. Среди них – «Соловьиная роща», «Эти глаза напротив», «Мой адрес – Советский Союз», «Как прекрасен этот мир», «Последняя электричка», «По волне моей памяти», «Аист на крыше». И конечно, песня, которая на долгие годы оказалась вне конкуренции – «День Победы». Давид Тухманов работает во многих жанрах: от эстрады до оперы, от хард-рока до камерной музыки.
С чего же все начиналось?
Может быть, с песен, которые любил петь его отец, человек музыкальный, с красивым, от природы хорошо поставленным голосом? Или с впечатлений от фортепианной игры матери - профессионального музыканта?
А может, все начиналось с черного бумажного репродуктора? Он трещал и хрипел, Левитан читал сводки Совинформбюро, и еще было много музыки. Первой песней, которая отчетливо запечатлелась в сознании будущего композитора, стали "Дороги" Анатолия Новикова. Были и другие прекрасные мелодии того, теперь уже столь далекого от нас времени.
Потом - музыкальная школа имени Гнесиных и, через десять лет, - Гнесинский институт. Давид Тухманов занимался в классе композиции Фабия Витачека и позже - Александра Чугаева.
- В те годы я страдал одним ярко выраженным хроническим недостатком. Обладая приличными общемузыкальными способностями, владея в достаточной степени гармонией и формой, я не умел находить, что называется, отправной точки. Меня тормозила как бы сама абстрактность инструментальной музыки, а в голове возникали сотни мелодических комбинаций, мне уже была знакома масса приемов, но у меня часто не было какого-то стержня, и отсутствовала конечная цель. Таким образом, после многочасовых занятий, перебрав множество возможных решений, я так и не находил в себе сил остановиться на чем-то определенном.
Спасение пришло не сразу. Им оказалась вокальная музыка: стихи сразу давали основу, от которой легко было отталкиваться...
Молодой автор писал все, что полагалось по институтской учебной программе: инструментальные вариации, сонаты, квартеты. Но по-настоящему свободен он был лишь в области вокальных жанров. Закончил курс кантатой для солистов, хора и оркестра, написанной на текст поэмы Александра Твардовского "За далью - даль". Любопытно, что в кантате впервые стали проявляться интонации, связанные с советской песенностью. Сами стихи Твардовского как бы подсказывали такое решение.
- Было и еще одно увлечение - джаз. Особенно нравились большие оркестры, причем самым любимым был биг-бэнд Дюка Эллингтона. Меня, воспитанного на традициях русской классики XIX века, на Чайковском, Рахманинове, Скрябине, джаз захватил как-то неожиданно. Я раздобыл пластинки и магнитофонные пленки, слушал джазовые передачи по радио, пытался исполнять джаз на рояле. Любопытно, что играл я совсем не по-фортепианному, это было скорее переложением звучания большого оркестра на фортепианную клавиатуру. Пытался также играть "под Гарнера", но, в конце концов, выяснилось, что, для того чтобы реализовать мои мысли, которые рождаются в импровизации, мне недоставало фортепианной техники. Я понял, что не справляюсь с импровизацией: в голове появились идеи, но, для того чтобы мгновенно и безукоризненно перевести их "в пальцы", не хватало пороху. В те годы я играл с такими же, как и я сам, любителями джаза - студентами Гнесинского института, мы приносили в класс контрабас, ударные и музицировали до изнеможения...
Весной 1963 года Тухманов закончил институт. В его дипломе было написано "Композитор". Но композитором ему, в сущности, только предстояло стать.
Несколько лет, последовавших за окончанием Гнесинского института, промелькнули пестрой чередой. Мы видим Тухманова в самых разных амплуа: то в качестве эстрадного пианиста, то на посту музыкального руководителя Московской студии эстрадного искусства, то музыкантом оркестра ансамбля песни и пляски МВО (в 1964 году он был призван в ряды Советской Армии). В студии познакомился с поэтом Михаилом Ножкиным, с которым вскоре стал писать песни. Их пели случайные певцы и певицы - в концертах и по радио, проходили они в основном незамеченными. Большинство тухмановских мелодий той поры были эстрадно-танцевальными - он любил живую, веселую, ритмичную музыку.
Год работы в армейском оркестре оказался для Тухманова чрезвычайно важным. Раньше он занимался инструментовкой преимущественно на бумаге, это была теория без практического подтверждения. И вдруг в его руках оказался оркестр (по составу - малый симфонический). Правда, в оркестре отсутствовали некоторые инструменты, и Тухманову пришлось проявить немалую изобретательность для того, чтобы обойтись без них. В общем, практика эта оказалась совершенно бесценной; уже через год-два Тухманов становится одним из лучших советских аранжировщиков; оркеструет не только свое, но и песни других авторов. Многие из этих партитур были написаны для музыкального отдела молодежной редакции Всесоюзного радио - радиостанции "Юность". Тухманов оркестровал все подряд - и "китов", и молодых авторов, в том числе песни самодеятельных "гитарных композиторов" - бардов. В этом случае у Тухманова не было даже нот - клавир заменяла магнитофонная пленка.
- Работал с увлечением, потому что на основе гитарного аккомпанемента пришлось придумывать всю оркестровую фактуру. Вероятно, мое решение было довольно спорным; сейчас я вижу, что грешил тогда недостатком многих молодых инструментовщиков - стремлением к ненужному украшательству, лишним контрапунктам, вставкам и другим деталям, без которых можно и даже нужно было обходиться. А вот мне самому как композитору работа с песнями Булата Окуджавы и других бардов дала многое, в частности, приблизила к пониманию таких явлений, как достоверность авторского прочтения, непосредственность и теплота интонации, артистизм, виртуозная подача слова в песне и т.д. Это было общение с живым песенным материалом, порою сырым, неотесанным, не обремененным никакими академическими правилами или ограничениями.
В конце 60-х годов появились первые пластинки Тухманова. Песен было много, и были они разными - лирические, "в русском стиле", эстрадные, которые быстро становились шлягерами, звучащими на всех танцплощадках страны; но были песни и более серьезного плана, с интересными, умными стихами. Все это выходило на пластинках различных певцов - Ободзинского, Марии Лукач, Кобзона, Кристалинской и других.
В 1968 году вышла, наконец, первая авторская пластинка, на которой были помещены четыре вещи - "Я люблю тебя, Россия", "Эти глаза напротив", "Не просто быть вдвоем" и "Шире круг".
- Большая часть этих песен примыкала к традиционной линии советской песни, продолжая в чем-то направление, связанное, скажем, с именем Аркадия Островского, хотя мне хотелось найти и в композиции, и в аранжировке что-то свое, более свежее. Что? Вероятно, форму наилучшего звучания, причем сразу во всем, комплексно - в звучании голосов, оркестровке, самой звукозаписи. Меня привлекали тогда в основном тенора, они казались мне более экспрессивными, эмоционально напряженными.
В те годы я много работал с Валерием Ободзинским - мне нравилось его использование горлового регистра, его эмоциональная свобода, раскованность.
В 1973 г. был выпущен первый авторский диск «Как прекрасен мир», в котором Д. Ф. Тухманов впервые попытался объединить в один альбом и новые песни, и новые голоса. Это были записи А. Градского, Л. Бергера, Н. Бродской, Г. Ненашевой. А спустя два года появляется диск «По волне моей памяти», написанный на стихи классических поэтов, с участием молодых, не известных в то время певцов, где в полной мере была осуществлена идея альбома-сюиты с применением новых музыкальных средств.
В 1977 году Давиду Тухманову была присуждена Премия Ленинского комсомола за песню "День Победы" и цикл "Военные песни" на слова поэта Владимира Харитонова. Песня "День Победы", которая сегодня стала музыкальным символом празднования 9 мая, сначала была запрещена в эфире. Художественный совет не пропускал музыкальную композицию, усматривая в ней черты танго и фокстрота. Но Лев Лещенко, рискнув карьерой без согласования с редакцией, исполнил песню на официальном концерте в прямом эфире. Зал, стоя, просил исполнить ее на бис.
— Когда Давидом Тухмановым на стихи Владимира Харитонова была написала песня «День Победы», на худсовете ее неожиданно не приняли. – вспоминает Лев Лещенко. - И Евгений Широков, он возглавлял радиостанцию «Юность», решил записать ее на радио. Он позвонил мне и сказал: «Есть песня, фонограмма к ней тоже есть, неплохо было бы ее записать». Мне тогда предстояло ехать в Алма-Ату, на гастроли, и мы договорились, что, вернувшись, я обязательно запишу эту песню. А пока я две недели гастролировал, я выучил песню, и впервые вышел с ней на сцену в Алма-Ате. Это было в конце апреля, я поздравил всех с наступающими праздниками — Первым мая и Днем Победы, и начал петь. И тут стало происходить нечто особенное. Уже на втором куплете зал начал вставать. А ничего подобного прежде в Советском Союзе не происходило – могли встать только после окончания концерта, аплодируя. А тут – две с половиной тысячи зрителей слушали «День Победы» стоя. Потом, когда я допел, была какая-то секундная пауза, а затем послышались крики «Браво», я увидел слезы на глазах людей… Вот тогда я и понял: это великая песня.
Я позвонил Давиду Тухманову и сказал, что обязательно запишу эту песню. Он ответил: «Я не против, но уже решено, что в праздничном концерте ко Дню Победы на телевидении ее исполнит Леонид Сметанников». Решили, что ничего страшного – Сметанников будет петь на телевидении, я – на радио.
Но после первого исполнения на ТВ начался второй виток «наездов» на песню. И ее закрыли на радио. Не давали ее петь до 1975 года. Только тогда, 10 ноября, на день милиции, мне удалось ее исполнить на концерте в Колонном зале, который показали по ТВ, в прямом эфире. И песня взбудоражила сознание буквально каждого, кто ее слышал. Люди начали писать, звонить – почему такую песню не разрешают петь, как это можно? Писали: «Наконец-то мы дождались настоящую песню о войне!». Мне кажется, именно тот момент и можно назвать рождением песни.
Прошло уже 45 лет. Я пою эту песню каждый год на День Победы – с большим желанием и большим успехом, в память о тех, кто не дожил, и как поклонение тем, кто еще жив сегодня.
В 80-е годы Д. Тухманов продолжает заниматься песенным творчеством, работая с известными исполнителями – И. Кобзоном, С. Ротару, В. Леонтьевым, Л. Сенчиной, Я. Йоалой, С. Захаровым, а также с популярными ансамблями – «Веселые ребята», «Самоцветы» и др. Появляются песни: «Дадим шар земной детям», «Олимпиада - 80», «Аист на крыше», «Чистые пруды», «Напрасные слова». В конце 80-х композитор руководит популярной группой «Электроклуб», в состав которой входили И. Аллегрова, И. Тальков, В. Салтыков. В 1989 г. в содружестве с известным детским поэтом Юрием Энтиным был написан мюзикл «Багдадский вор».
Начиная с 1995 г., после перерыва, связанного с пребыванием в Германии, Д. Тухманов начинает активно работать над детскими музыкальными проектами, создавая репертуар для детских ансамблей, хоров и театральных шоу. Вместе с Ю. Энтиным написаны песенные циклы: «Золотая горка», «О многих шестиногих», «Бяки-Буки», «Ужастик-Парк», «Гоголь-Моголь-Дискотека», «Игра в классики», изданные в нотных сборниках и на компакт-дисках челябинским издательством MPI.
В июне 2003 г. Д. Тухманову была присуждена Государственная премия Российской Федерации в области эстрадного искусства. В конце 2005 года композитор закончил работу над оперой «Царица» (авторское название «Екатерина Великая»; либретто Ю. Ряшенцева и Г. Полиди). Премьера оперы с успехом прошла 22 июля 2009 года на сцене Александринского театра. В Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени Глинки премьера «Царицы» Московского музыкального театра «Геликон-Опера» прошла в 2011 г.
- Все, что связано с этой оперой, от самого первого момента до сегодняшнего дня, выглядит для меня как некое чудо. – рассказывает в одном из интервью Давид Тухманов. - Когда я увидел свою оперу, написанную на бумаге, а я всю жизнь работал в поп-музыке и писал в студии, я испытал настоящее потрясение. Такое большое сочинение на бумаге! Но я даже не задумывался тогда, что поставить новую оперу, имея на руках просто партитуру, невозможно: нужны большие деньги, коллектив, который будет исполнять, организаторы. И если бы задумался раньше, вряд ли бы взялся сочинять. Как-то совершенно случайно мы разговорились с Львом Лещенко. Он не ожидал, что я сочинил оперу, послушал ее и загорелся идеей помочь найти спонсоров. Для всех нас было везением, что откликнулся Николай Александрович Цветков.
В 2008 году Давид Тухманов создал цикл на стихи Александра Пушкина, который был исполнен Олегом Митяевым, Мариной Есипенко, а также молодым певцом Витольдом Петровским.
Давид Тухманов — автор музыки к кинофильмам "Эта веселая планета" (1973), "Журавль в небе…" (1977), "Инопланетянка" (1984), сериалу "Следствие ведут Знатоки" (1985-1989), "Куколка" (1988), "Сочинение ко Дню Победы" (1998), сериалам "Русские амазонки" (2002) и "Огнеборцы" (2003) и другим.
За свою деятельность композитор отмечен многими государственными и профессиональными наградами - Народный артист РФ (2000), Лауреат Государственной премии РФ (2003, 2020) и премии Ленинского комсомола (1977).
Начиная с 90-х годов композитор живет на три страны. Часть года он проводит с семьей в Израиле и Германии, но не забывает посещать и Россию.