Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Март, 2024
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Март, 2024
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

17.07.2020

Давид Тухманов

Десятки песен, написанных Тухмановым, стали шлягерами. Они звучали на концертах, с пластинок, по радио и телевидению, песни Тухманова не теряют своей популярности и сегодня. Среди них – «Соловьиная роща», «Эти глаза напротив», «Мой адрес – Советский Союз», «Как прекрасен этот мир», «Последняя электричка», «По волне моей памяти», «Аист на крыше». И конечно, песня, которая на долгие годы оказалась вне конкуренции – «День Победы». Давид Тухманов работает во многих жанрах: от эстрады до оперы, от хард-рока до камерной музыки.
С чего же все начиналось?
Может быть, с песен, которые любил петь его отец, человек музыкальный, с красивым, от природы хорошо поставленным голосом? Или с впечатлений от фортепианной игры матери - профессионального музыканта?
А может, все начиналось с черного бумажного репродуктора? Он трещал и хрипел, Левитан читал сводки Совинформбюро, и еще было много музыки. Первой песней, которая отчетливо запечатлелась в сознании будущего композитора, стали "Дороги" Анатолия Новикова. Были и другие прекрасные мелодии того, теперь уже столь далекого от нас времени.
Потом - музыкальная школа имени Гнесиных и, через десять лет, - Гнесинский институт. Давид Тухманов занимался в классе композиции Фабия Витачека и позже - Александра Чугаева.
- В те годы я страдал одним ярко выраженным хроническим недостатком. Обладая приличными общемузыкальными способностями, владея в достаточной степени гармонией и формой, я не умел находить, что называется, отправной точки. Меня тормозила как бы сама абстрактность инструментальной музыки, а в голове возникали сотни мелодических комбинаций, мне уже была знакома масса приемов, но у меня часто не было какого-то стержня, и отсутствовала конечная цель. Таким образом, после многочасовых занятий, перебрав множество возможных решений, я так и не находил в себе сил остановиться на чем-то определенном.
Спасение пришло не сразу. Им оказалась вокальная музыка: стихи сразу давали основу, от которой легко было отталкиваться...
Молодой автор писал все, что полагалось по институтской учебной программе: инструментальные вариации, сонаты, квартеты. Но по-настоящему свободен он был лишь в области вокальных жанров. Закончил курс кантатой для солистов, хора и оркестра, написанной на текст поэмы Александра Твардовского "За далью - даль". Любопытно, что в кантате впервые стали проявляться интонации, связанные с советской песенностью. Сами стихи Твардовского как бы подсказывали такое решение.
- Было и еще одно увлечение - джаз. Особенно нравились большие оркестры, причем самым любимым был биг-бэнд Дюка Эллингтона. Меня, воспитанного на традициях русской классики XIX века, на Чайковском, Рахманинове, Скрябине, джаз захватил как-то неожиданно. Я раздобыл пластинки и магнитофонные пленки, слушал джазовые передачи по радио, пытался исполнять джаз на рояле. Любопытно, что играл я совсем не по-фортепианному, это было скорее переложением звучания большого оркестра на фортепианную клавиатуру. Пытался также играть "под Гарнера", но, в конце концов, выяснилось, что, для того чтобы реализовать мои мысли, которые рождаются в импровизации, мне недоставало фортепианной техники. Я понял, что не справляюсь с импровизацией: в голове появились идеи, но, для того чтобы мгновенно и безукоризненно перевести их "в пальцы", не хватало пороху. В те годы я играл с такими же, как и я сам, любителями джаза - студентами Гнесинского института, мы приносили в класс контрабас, ударные и музицировали до изнеможения...
Весной 1963 года Тухманов закончил институт. В его дипломе было написано "Композитор". Но композитором ему, в сущности, только предстояло стать.
Несколько лет, последовавших за окончанием Гнесинского института, промелькнули пестрой чередой. Мы видим Тухманова в самых разных амплуа: то в качестве эстрадного пианиста, то на посту музыкального руководителя Московской студии эстрадного искусства, то музыкантом оркестра ансамбля песни и пляски МВО (в 1964 году он был призван в ряды Советской Армии). В студии познакомился с поэтом Михаилом Ножкиным, с которым вскоре стал писать песни. Их пели случайные певцы и певицы - в концертах и по радио, проходили они в основном незамеченными. Большинство тухмановских мелодий той поры были эстрадно-танцевальными - он любил живую, веселую, ритмичную музыку.
Год работы в армейском оркестре оказался для Тухманова чрезвычайно важным. Раньше он занимался инструментовкой преимущественно на бумаге, это была теория без практического подтверждения. И вдруг в его руках оказался оркестр (по составу - малый симфонический). Правда, в оркестре отсутствовали некоторые инструменты, и Тухманову пришлось проявить немалую изобретательность для того, чтобы обойтись без них. В общем, практика эта оказалась совершенно бесценной; уже через год-два Тухманов становится одним из лучших советских аранжировщиков; оркеструет не только свое, но и песни других авторов. Многие из этих партитур были написаны для музыкального отдела молодежной редакции Всесоюзного радио - радиостанции "Юность". Тухманов оркестровал все подряд - и "китов", и молодых авторов, в том числе песни самодеятельных "гитарных композиторов" - бардов. В этом случае у Тухманова не было даже нот - клавир заменяла магнитофонная пленка.
- Работал с увлечением, потому что на основе гитарного аккомпанемента пришлось придумывать всю оркестровую фактуру. Вероятно, мое решение было довольно спорным; сейчас я вижу, что грешил тогда недостатком многих молодых инструментовщиков - стремлением к ненужному украшательству, лишним контрапунктам, вставкам и другим деталям, без которых можно и даже нужно было обходиться. А вот мне самому как композитору работа с песнями Булата Окуджавы и других бардов дала многое, в частности, приблизила к пониманию таких явлений, как достоверность авторского прочтения, непосредственность и теплота интонации, артистизм, виртуозная подача слова в песне и т.д. Это было общение с живым песенным материалом, порою сырым, неотесанным, не обремененным никакими академическими правилами или ограничениями.
В конце 60-х годов появились первые пластинки Тухманова. Песен было много, и были они разными - лирические, "в русском стиле", эстрадные, которые быстро становились шлягерами, звучащими на всех танцплощадках страны; но были песни и более серьезного плана, с интересными, умными стихами. Все это выходило на пластинках различных певцов - Ободзинского, Марии Лукач, Кобзона, Кристалинской и других.
В 1968 году вышла, наконец, первая авторская пластинка, на которой были помещены четыре вещи - "Я люблю тебя, Россия", "Эти глаза напротив", "Не просто быть вдвоем" и "Шире круг".
- Большая часть этих песен примыкала к традиционной линии советской песни, продолжая в чем-то направление, связанное, скажем, с именем Аркадия Островского, хотя мне хотелось найти и в композиции, и в аранжировке что-то свое, более свежее. Что? Вероятно, форму наилучшего звучания, причем сразу во всем, комплексно - в звучании голосов, оркестровке, самой звукозаписи. Меня привлекали тогда в основном тенора, они казались мне более экспрессивными, эмоционально напряженными.
В те годы я много работал с Валерием Ободзинским - мне нравилось его использование горлового регистра, его эмоциональная свобода, раскованность.
В 1973 г. был выпущен первый авторский диск «Как прекрасен мир», в котором Д. Ф. Тухманов впервые попытался объединить в один альбом и новые песни, и новые голоса. Это были записи А. Градского, Л. Бергера, Н. Бродской, Г. Ненашевой. А спустя два года появляется диск «По волне моей памяти», написанный на стихи классических поэтов, с участием молодых, не известных в то время певцов, где в полной мере была осуществлена идея альбома-сюиты с применением новых музыкальных средств.
В 1977 году Давиду Тухманову была присуждена Премия Ленинского комсомола за песню "День Победы" и цикл "Военные песни" на слова поэта Владимира Харитонова. Песня "День Победы", которая сегодня стала музыкальным символом празднования 9 мая, сначала была запрещена в эфире. Художественный совет не пропускал музыкальную композицию, усматривая в ней черты танго и фокстрота. Но Лев Лещенко, рискнув карьерой без согласования с редакцией, исполнил песню на официальном концерте в прямом эфире. Зал, стоя, просил исполнить ее на бис.
— Когда Давидом Тухмановым на стихи Владимира Харитонова была написала песня «День Победы», на худсовете ее неожиданно не приняли. – вспоминает Лев Лещенко. - И Евгений Широков, он возглавлял радиостанцию «Юность», решил записать ее на радио. Он позвонил мне и сказал: «Есть песня, фонограмма к ней тоже есть, неплохо было бы ее записать». Мне тогда предстояло ехать в Алма-Ату, на гастроли, и мы договорились, что, вернувшись, я обязательно запишу эту песню. А пока я две недели гастролировал, я выучил песню, и впервые вышел с ней на сцену в Алма-Ате. Это было в конце апреля, я поздравил всех с наступающими праздниками — Первым мая и Днем Победы, и начал петь. И тут стало происходить нечто особенное. Уже на втором куплете зал начал вставать. А ничего подобного прежде в Советском Союзе не происходило – могли встать только после окончания концерта, аплодируя. А тут – две с половиной тысячи зрителей слушали «День Победы» стоя. Потом, когда я допел, была какая-то секундная пауза, а затем послышались крики «Браво», я увидел слезы на глазах людей… Вот тогда я и понял: это великая песня.
Я позвонил Давиду Тухманову и сказал, что обязательно запишу эту песню. Он ответил: «Я не против, но уже решено, что в праздничном концерте ко Дню Победы на телевидении ее исполнит Леонид Сметанников». Решили, что ничего страшного – Сметанников будет петь на телевидении, я – на радио.
Но после первого исполнения на ТВ начался второй виток «наездов» на песню. И ее закрыли на радио. Не давали ее петь до 1975 года. Только тогда, 10 ноября, на день милиции, мне удалось ее исполнить на концерте в Колонном зале, который показали по ТВ, в прямом эфире. И песня взбудоражила сознание буквально каждого, кто ее слышал. Люди начали писать, звонить – почему такую песню не разрешают петь, как это можно? Писали: «Наконец-то мы дождались настоящую песню о войне!». Мне кажется, именно тот момент и можно назвать рождением песни.
Прошло уже 45 лет. Я пою эту песню каждый год на День Победы – с большим желанием и большим успехом, в память о тех, кто не дожил, и как поклонение тем, кто еще жив сегодня.
В 80-е годы Д. Тухманов продолжает заниматься песенным творчеством, работая с известными исполнителями – И. Кобзоном, С. Ротару, В. Леонтьевым, Л. Сенчиной, Я. Йоалой, С. Захаровым, а также с популярными ансамблями – «Веселые ребята», «Самоцветы» и др. Появляются песни: «Дадим шар земной детям», «Олимпиада - 80», «Аист на крыше», «Чистые пруды», «Напрасные слова». В конце 80-х композитор руководит популярной группой «Электроклуб», в состав которой входили И. Аллегрова, И. Тальков, В. Салтыков. В 1989 г. в содружестве с известным детским поэтом Юрием Энтиным был написан мюзикл «Багдадский вор».
Начиная с 1995 г., после перерыва, связанного с пребыванием в Германии, Д. Тухманов начинает активно работать над детскими музыкальными проектами, создавая репертуар для детских ансамблей, хоров и театральных шоу. Вместе с Ю. Энтиным написаны песенные циклы: «Золотая горка», «О многих шестиногих», «Бяки-Буки», «Ужастик-Парк», «Гоголь-Моголь-Дискотека», «Игра в классики», изданные в нотных сборниках и на компакт-дисках челябинским издательством MPI.
В июне 2003 г. Д. Тухманову была присуждена Государственная премия Российской Федерации в области эстрадного искусства. В конце 2005 года композитор закончил работу над оперой «Царица» (авторское название «Екатерина Великая»; либретто Ю. Ряшенцева и Г. Полиди). Премьера оперы с успехом прошла 22 июля 2009 года на сцене Александринского театра.  В Челябинском государственном академическом театре оперы и балета имени Глинки премьера «Царицы» Московского музыкального театра «Геликон-Опера» прошла в 2011 г.
- Все, что связано с этой оперой, от самого первого момента до сегодняшнего дня, выглядит для меня как некое чудо. – рассказывает в одном из интервью Давид Тухманов. - Когда я увидел свою оперу, написанную на бумаге, а я всю жизнь работал в поп-музыке и писал в студии, я испытал настоящее потрясение. Такое большое сочинение на бумаге! Но я даже не задумывался тогда, что поставить новую оперу, имея на руках просто партитуру, невозможно: нужны большие деньги, коллектив, который будет исполнять, организаторы. И если бы задумался раньше, вряд ли бы взялся сочинять. Как-то совершенно случайно мы разговорились с Львом Лещенко. Он не ожидал, что я сочинил оперу, послушал ее и загорелся идеей помочь найти спонсоров. Для всех нас было везением, что откликнулся Николай Александрович Цветков.
В 2008 году Давид Тухманов создал цикл на стихи Александра Пушкина, который был исполнен Олегом Митяевым, Мариной Есипенко, а также молодым певцом Витольдом Петровским.
Давид Тухманов — автор музыки к кинофильмам "Эта веселая планета" (1973), "Журавль в небе…" (1977), "Инопланетянка" (1984), сериалу "Следствие ведут Знатоки" (1985-1989), "Куколка" (1988), "Сочинение ко Дню Победы" (1998), сериалам "Русские амазонки" (2002) и "Огнеборцы" (2003) и другим.
За свою деятельность композитор отмечен многими государственными и профессиональными наградами - Народный артист РФ (2000), Лауреат Государственной премии РФ (2003, 2020) и премии Ленинского комсомола (1977).
Начиная с 90-х годов композитор живет на три страны. Часть года он проводит с семьей в Израиле и Германии, но не забывает посещать и Россию.

Календарь
Март, 2024
Вход
Ваш отзыв