Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Март, 2024
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Март, 2024
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

03.08.2020

Николай Метнер: один из последних романтиков в музыке

Николай Метнер (1880-1951) занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX в. Уникальный композиторский стиль Метнера, строгий и серьезный, сохраняющий единство на протяжении всего пути музыканта, объединяет в себе особенности западноевропейской романтической традиции и ряд черт, типичных для русской школы. При жизни его называли «последним романтиком», а его фортепианные пьесы и романсы считали старомодными. Однако именно они в последние годы все чаще звучат в концертных залах.
Родился Николай Метнер в Москве 24 декабря 1879 (5 января 1880) в немецкой по происхождению семье с разветвленными музыкальными традициями. По материнской линии доводился двоюродным братом А.Ф. Гедике.
Метнер с детства занимался музыкой с матерью, музицировал с братьями и очень рано проявил склонности к композиции. Поступил в 1892 в Московскую консерваторию и окончил ее как пианист по классу В.И. Сафонова с малой золотой медалью. Тогда же принял участие в Третьем международном конкурсе пианистов имени А.Г. Рубинштейна, где получил первый почетный отзыв. В начале 1900-х годов опубликовал свои первые произведения (фортепианные пьесы и романсы). 26 марта 1903 дебютировал с исполнением собственной музыки (четыре Картины-настроения) в Москве в Малом зале консерватории; с 1906 давал ежегодные авторские концерты.
Как пианист Метнер имел большой успех, концертировал в России и с 1904 за рубежом; в его репертуаре, кроме собственных, преимущественно были произведения Бетховена, Шумана, Шопена, Чайковского, впоследствии также Рахманинова. Критики писали, что Метнер за роялем – не виртуоз, а «исполнитель-творец, увлеченный одной сутью исполняемых вещей». Выдающийся пианист XX столетия А.Б. Гольденвейзер давал высокую оценку исполнительскому мастерству Метнера: «Метнер был первоклассным пианистом, который публично выступал главным образом со своими сочинениями и являлся поистине гениальным их исполнителем, но и в тех случаях, когда он играл произведения других авторов, а особенно Бетховена, также оставлял исключительно яркое впечатление. Нельзя забыть его исполнение Четвертого концерта и Сонат f-moll, op. 57, C-dur, op. 53 и D-dur из op. 10 Бетховена. Метнер был человеком большого самобытного ума, удивительной душевной чистоты и постоянных исканий философской и моральной правды».
Расцвет творческой деятельности Метнера приходится на 1910-е годы, когда появляются, в частности, его фортепианные сонаты. Композиторская деятельность Метнера связана главным образом с фортепианными жанрами, как с крупными (концерты, сонаты), так и с миниатюрами, часто объединенными в циклы (сказки, новеллы, импровизации и т.д.). Он создал много интересной и утонченной вокальной музыки, среди его любимых поэтов – Пушкин, Тютчев, Гёте.
В 1900-х годах Метнер преподавал в частной музыкальной школе Л.Э. Конюса, в Елизаветинском институте, после 1905 – в Народной консерватории; был также связан с деятельностью концертной антрепризы «Дом песни», основанной М.А. Олениной-д'Альгейм; в 1909–1910 и 1915–1919 профессор класса фортепиано Московской консерватории. В 1921 уехал за границу, жил в Германии и Франции, с 1936 – в Великобритании. В феврале 1927 Н. Метнер последний раз посетил Россию с длительными гастролями, в том числе с авторскими концертами, которые прошли с огромным успехом. За рубежом широко концертировал в Европе и в США, вел частную педагогическую деятельность, много сочинял. В первой половине 1930-х годов работал также над книгой «Муза и Мода», посвященной творческому процессу сочинения музыки. Николай Карлович писал: “Для творческой работы (особенно художественной) необходимо уметь останавливать жизнь!! Нельзя писать пейзаж из окна курьерского поезда! Передача сокровеннейших, музыкальнейших мыслей недоступна сознанию. Музыкальные мысли, то есть темы, зерна, не могут быть и не были никогда результатом сознательного логического рассуждения, а падают сверху в виде неожиданного подарка…”. Книга «Муза и Мода» была издана в Париже в 1935 году, композитор изложил в ней свои взгляды на непреложные законы искусства и выразил мнение, что модные модернистские течения в музыке являются не более чем заблуждениями, разрушающими связь между душой музыканта и его творчеством.
В конце 1940-х годов, благодаря помощи одного из учеников, Н. Метнер смог осуществить запись на пластинки ряда своих сочинений (в том числе трех фортепианных концертов и самого позднего своего опуса – фортепианного квинтета, который был начат еще в первые годы 20 в., а завершен в 1949).
Скончался Н. К. Метнер 13 ноября 1951 года, похоронен в Лондоне на кладбище Хендон (Hendon Cemetery).
Сочинения Николая Метнера исполняли выдающиеся пианисты, такие как С. Рахманинов, В. Горовиц, С. Рихтер, певица Э. Шварцкопф. В 1959―1963 в Москве было издано собрание сочинений композитора в двенадцати томах.
В 2006 пианистом Борисом Березовским был организован Международный фестиваль Николая Метнера («Метнер-фестиваль»). В 2006 и 2007 годах фестиваль прошёл сразу в нескольких российских городах — Екатеринбурге, Владимире и Москве. В 2016 году пианисткой Анастасией Мазанкиной в Санкт-Петербурге был основан Международный конкурс памяти Николая Метнера.

Календарь
Март, 2024
Вход
Ваш отзыв