Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Ноябрь, 2022
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Ноябрь, 2022
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

19.08.2022

«Огромный выход и ошеломляющее разнообразие стилей и звуков». Композитор Вольфганг Рим

Вольфганг Рим – один из виднейших представителей германской композиторской школы третьего поколения, заметная фигура на  европейской новой музыкальной сцене, крупнейшая персона в культурной жизни Германии, обладатель почётных наград и званий, среди которых бетховенская премия города Бонна (1981), премия Рольфа Либермана за оперу «Гамлет-машина» (1986), баховская премия свободного и ганзейского города Гамбурга (2000), премия Королевского филармонического общества за работу «Охоты и формы» / Jagden und Formen (2001), Большой крест за заслуги перед звездой Федеративной Республики Германии (2014), премия Роберта Шумана в области поэзии и музыки (2014), премия европейской церковной музыки (2017), премия Экуменического фонда Библии и культуры (2018), премия немецких музыкальных авторов (пожизненное достижение, 2019); членство  в Bayerische Akademie der Schönen Künste (1983), Академия художеств Берлин(1986), Deutsche Akademie für Sprache und Dichtung, Freie Akademie der Künste Hamburg, Европейская академия наук и искусств (1996).
Музыкальные предпочтения композитора в ранний творческий период формируются вокруг искусства раннего экспрессионизма (Г. Малер, Р. Штраус), нововенской композиторской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн), при этом вкусы Рима абсолютно не созвучны искусству музыкального авангарда (П. Булез, К. Штокхаузен). Гораздо ближе композитору течения в искусстве, именуемые «новая простота», к которым приближены многие его сочинения. В период творческого становления особенно близкими для композитора были Луиджи Ноно, Мортон Фельдман, Гельмут Лахенман и др.
Творческое наследие В. Рима необыкновенно насыщенное и плодовитое – более 500 сочинений. Предпочтительные жанры – симфоническая музыка (симфонии №1, №2, Суб-контр для большого оркестра), камерная музыка (13 квартетов), более двадцати вокальных циклов,  оперы Фауст и Йорик (1976, на основе драмы Жана Тардьё), Якоб Ленц (1977–1978, по Г. Бюхнеру), Эдип (1986–1987, собственное либретто на основе текстов Софокла, произведений Ф. Ницше и Х. Мюллера), Die Hamletmaschine / «Гамлет-машина» (1983–1986, по Х. Мюллеру), Die Eroberung von Mexico / «Завоевание Мексики» (1987–1992, по Арто), Дионис (2009–2010, собственное либретто на основе мифологических сюжетов и произведения Ф. Ницше), оратория Deus Passus (1999–2000) по заказу Internationale Bachakademie Stuttgart, произведение камерного оркестра Jagden und Formen (1995–2001), более тридцати концертов и серия оркестровых произведений, носящих название Vers une symphonie fleuve, 2 фрагмента Гёльдерлина по мотивам Софокла для оркестра и контртенора (2008), концерт для альта с оркестром, концерт для альта с оркестром № 2, Концерт ан Соль (2018) для виолончели с оркестром, Musik für Klarinette und Orchester, Музыка для гобоя и оркестра, Псалом для фагота с оркестром, Marsyas, Rhapsodie für Trompete mit Schlagzeug und Orchester, Канцона для сонара (для тромбона), для голоса и оркестра Fünf Abgesangsszenen, Drei späte Gedichte von Heiner Müller, Фрау / Stimme, Hölderlin -Fragmente, Lenz-Fragmente, Penthesilea Monolog,  произведения для хора Deus Passus, Astralis, Et Lux, Über die Linie для виолончели соло, Über die Linie VII для скрипки соло, для фортепиано соло Auf einem anderen Blatt, Ländler  (1979), Nachstudie, Zwiesprache (1999), Nachstudie, Sphäre nach Studie, для арфы, двух контрабасов, фортепиано и ударных (2002), Sphäre um Sphäre, для двух фортепиано и камерного ансамбля.
Первое, чем обращает на себя внимание музыка Вольфганга Рима – это её намеренная незамкнутость и незакруглённость. Вот характерный отзыв, сделанный нашим отечественным культурологом Александром Михайловым: «Когда я слушал музыку Вольфганга Рима, всякий раз оказывалось, что композитор пытается построить произведение, которое невозможно представить себе как замкнутое скульптурное целое». Это можно отнести и к отдельным произведениям Рима, и ко всему его творчеству.     
Одной из наиболее востребованных опер композитора, созданной в последнее десятилетие XXI века, стала одиннадцатая по счету опера "Дионис". Композитор работал над сочинением на протяжении 15 лет по заказу Зальцбургского фестиваля, Государственной оперы Берлина и Нидерландской оперы.
Оперное либретто написано самим композитором, в основе – свободно переработанное позднее сочинение Ницше, которое он фрагментировал и расположил в другом порядке, руководствуясь собственным видением драматургии. Композитор, критически оценивая оперу в интервью прессе, подчеркивал, что его опера стала во многом автобиографической, и по существу – первой комической оперой. Отмечая во многом точки пересечения с оперой-зингшпиль «Волшебная флейта», композитор отметил что его опере не хватает сценического движения и усиленного действия "Mehr Machwerk", подазумевая при этом вступительную Сцену с тремя дамами, приходящими на помощь принцу, на которого напала змея.
Работа над произведение продолжалась на протяжении нескольких месяцев с 2009 по 2010 гг. Премьера состоялась в Доме Моцарта в Зальцбурге 27 июля 2010 года, многие фрагменты партитуры  были закончены и отправлены дирижёру Инго Метцмахеру в последний момент. Ему автор и посвятил своё сочинение с ремаркой в «В дружбе». В исполнении оперы были задействованы Немецкий симфонический оркестр Берлина и хор Венской государственной оперы под управлением режиссёра Пьера Ауди. Заглавную партию исполнил Йоханнес Мартин Кранцле, названный в рецензии журнала Opernwelt певцом года. Сам спектакль, несмотря на упомянутые в рецензии «…подавляющие отголоски позднеромантической чувственности звука…, «… множественность влияния музыкального языка Й. Брамса и Р. Штрауса», был неоспоримо назван премьерой года. Последующие постановки осуществлены в 2011 году в Амстердаме и в 2012 году в Берлине.
В современной Германии, где музыкальная жизнь достаточно чётко разграничена на «академическую» (т.е. симфоническую, камерно-инструментальную и сценическую музыку) и «фестивальную» (современную авангардную и экспериментальную музыку, исполняемую на многочисленных фестивалях новой музыки). Вольфганг Рим удачным образом избежал этой полярной дифференциации. Его произведения с одинаковым успехом исполняются как в оперных театрах и больших концертных залах (в т. ч. в Берлинской филармонии, где Рим был в своё время composer-in-residence, т.е. приглашённым композитором), так и на фестивалях современной музыки — в первую очередь, на таких крупнейших, как Дни новой музыки в Донауэшингене. Это подчёркивает творческий универсализм мастера и позволяет свободно чувствовать себя в абсолютно любых творческих рамках и в любом творческом окружении.

Календарь
Ноябрь, 2022
Вход
Ваш отзыв