Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Март, 2024
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Март, 2024
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

23.01.2023

«От классических произведений до мультимедийных работ в традициях современного музыкального языка Востока и Запада. Композитор Тан Дун»

Тан Дун (кит. трад. 譚盾, упр. 谭盾, пиньинь Tán Dùn) — китайский и американский композитор, лауреат премии «Грэмми», премии «Оскар», премии Гленна Гульда.

Творческий путь композитора начался с самообразования:  освоения игры на народных китайских инструментах, работы аранжировщиком и исполнителем в ванченской труппе пекинской оперы.
Профессиональное музыкальное образование Тан Дун получил в Пекинской консерватории (1978 - 1985). Первое знакомство с современной академической музыкой произошло благодаря лекциям приглашенных композиторов  Александра Гёра (Великобритания), Тору Такэмицу (Япония), чья музыка оказала глубокое воздействие на молодого композитора.
Дальнейшее музыкальное образование Тан Дун продолжает в Нью-Йорке: он окончил докторантуру Колумбийского университета, класс композиции Чжоу Вэньчжуна (1993). В США музыкант открыл для себя творчества Джона Кейджа и композиторов-минималистов: Филипа Гласса, Мередит Монк, Стива Райха.
К числу значимых творческих премьер композитора относится симфония для виолончели соло, симфонического оркестра, детского хора и колоколов из гробницы Маркиза И., которая была посвящена передаче Китаю суверенитета над Гонконгом 1 июля 1997 года.
В 2000 году как участник коллективного международного проекта совместно с Софьей  Губайдулиной,  Освальдо Голиховым и Вольфгангом Римом по заказу Баховской академии в Штутгарте написал «Водные страсти по Матфею» (англ. Water Passion After St. Matthew).
В 2008 году принял участие в проекте YouTube по созданию первого в мире симфонического интернет-оркестра, для которого Тан Дун написал интернет-симфонию «Eroica».
Во время учебы в Колумбийском университете была написана первая опера Т. Дуна  «Девять песен» (1989) – на основе текстов о природе Цюй Юаня. Стихи поются как на классическом китайском, так и на современном английском языке вместе с небольшим ансамблем традиционных и национальных китайских инструментов. Среди них - специально созданный набор из 50 керамических ударных, струнных и духовых инструментов, разработанный в сотрудничестве с гончаром Рагнаром Нессом. Чтобы подчеркнуть шаманский характер поэзии, актеры танцуют и пластично двигаются, воспроизводя древний ритуал.
Опера «Марко Поло» (1998), отмечена премией Гравемайера – фантазия об эпическом путешествии Марко Поло из Венеции в Китай. Либретто написано на английском языке, автор – Пол Гриффитс. Интересен приём перевоплощения в опере: по сюжету, главный персонаж становится двумя героями: Марко, который представляет реального человека (меццо-сопрано), и Поло, который представляет его память (тенор). Произведение предназначено для солистов, хора из 20 человек и большого оркестра. В состав оркестра вошли как современные, так и средневековые европейские инструменты, а также инструменты традиционных культур восточных стран, через которые пролегал путь Марко Поло: ситар, пипа, шэн, табла, также применены тибетские рога и колокольчики.
В том же году Тан Дун представил свою следующую оперу «Павильон пионов» (1998). Опера исполняется полностью на английском языке. Небольшой ансамбль из шести музыкантов вместе с актерами использует на сцене электронику и китайские инструменты. Стилистически музыка представляет собой смесь западного авангарда и традиционной китайской музыки.
Опера Тан Дуна «Первый император» (2006), последняя среди написанных, выполнена по заказу  Метрополитен Опера  для  Пласидо Доминго. В соавторстве с Тан Дуном и китайским писателем  Ха Цзинь, опера фокусируется на объединении Китая под началом Цинь Ши Хуана, первого императора династии Цинь  и его отношениях с музыкантом Гао Цзяньли. Как и предыдущие оперы Тан Дуна, «Первый император» требует использования китайских инструментов в дополнение к полноценному оркестру, включая гучжэн и бяньчжун.
Тан Дун создал множество произведений для «органических инструментов», изготовленных из  бумаги, воды, керамики и камня. В его четвертой опере «Чай. Зеркало души» (2002) органические инструменты играют заметную роль в структуре спектакля. Название каждого действия соответствует материалу используемых тембров, а также сюжету оперы. Первый акт, названный «Вода, огонь», открывается чайной церемонией на сцене, в то время как перкуссионисты манипулируют стеклянными чашами с водой. Второй акт «Бумага» – включает музыку на барабанах из рисовой бумаги и изображает производство и приготовление чая в Китае. Третий, заключительный акт «Керамика, камни» – изображает смерть главного героя. Перкуссионисты играют на цветочных горшках, названных в партитуре «керамическими курантами».
Первой крупной работой для органических инструментов стал «Концерт на воде для ударных и оркестра на воде» (1998), посвященный Тору Такемицу. По словам композитора, звуки, издаваемые солистом, навеяны акустикой повседневной жизни в Хунани. Тазы наполняются водой, а с содержимым манипулируют мисками, бутылками, руками и другими приспособлениями. Используются различные средства усиления громкости звучания, в том числе контактные микрофоны на бассейнах.
Техники, разработанные в «Концерте на воде», были вновь использованы в сочинении «Водные страсти по Матфею» (2000). Написанное в ознаменование 250-й годовщины со Дня смерти Иоганна Себастьяна Баха, произведение для хора, оркестра и ударных инструментов следует за Евангелием от Матфея, начиная с крещения Христа. Партитура также требует обертонного пения от солистов. Как и в «Оркестровом театре», члены оркестра играют на своих инструментах, используя технику, заимствованную из незападных традиций.
Следующая крупная органическая работа Тан Дуна – «Бумажный концерт» для ударных и оркестра (2003), исследует акустический диапазон бумаги. Инструменты, изготовленные из бумаги разной толщины, используются в качестве тарелок, барабанов или тростей. Кроме того, листы бумаги трясутся или ударяются. Эти звуки усиливаются с помощью беспроводных микрофонов, которые носят музыканты. Эта работа была заказана Филармонией Лос-Анджелеса для открытия Концертного зала Уолта Диснея.
«Концерт для камня и керамики, ударных и оркестра» (2009), написанный по мотивам пьес Густава Малера Das Lied von der Erde («Песнь земли») исполняется керамическими и ударными инструментами, подобные тем, которые Тан Дун использовал в своих предыдущих работах, а также духовые инструменты и сюнь.
Тан Дун широко известен как автор музыки к кинофильмам «Падший» (1998), Крадущийся тигр, скрытый дракон (2000), «Герой» (2002), «Банкет» (2006). Позднее музыка к фильму была переработана в «Концерт для виолончели, видео и камерного оркестра». Эта работа, содержащая отредактированные кадры из фильма, меняет роль музыки в фильме, рассматривая видео как второстепенное, а музыку выдвигает на первый план. Аналогичная техника позже была применена к его другим саундтрекам – фильмы «Герой» и «Банкет», в результате чего появилась большая работа, известная как «Цикл боевых искусств».
В 2002 году Тан Дун продолжил эксперименты с применением видео в музыке. Так появилось произведение «Карта» для виолончели, видео и оркестра. На карте представлены документальные кадры, изображающие жизнь китайских этнических меньшинств Туцзя, Мяо и Дун. Музыканты на сцене, включая солиста-виолончелиста, взаимодействуют с музыкантами на экране. Возникает дуэт живого и записанного концертного  выступления.
Последней мультимедийной работой композитора стало музыкальное движение для видео, соло арфы и оркестра «The Secret Songs of Women» (2013).  Сочинение появилось после нескольких лет этномузыкологических исследований в провинции Хунань. В музыке зафиксированы звуки письма нюй-шу, фонетической системы письма, разработанной женщинами, говорящими на диалекте сяннань-тухуа, которые было отказано в получении формального образования. Считающийся умирающим языком, вдохновил Тан Дуна на исследование его «музыкальности», что привело к созданию серии короткометражных фильмов о женщинах, поющих песни, написанные на нюй-шу. Песни демонстрируются вместе с оркестровым исполнением.
В 1990-х Тан Дун начал работу над серией оркестровых произведений, которые рассматривают отношения между исполнителем и аудиторией, синтезируя западную классическую музыку и китайский ритуал.
В первой части серии «Оркестровый театр» (1990) оркестранты издают различные вокализации на нейтральный слог и играя на своих инструментах, используя нетипичные техники. Например, на арфе играют скользящим глиссандо, а на скрипках - как на ударных.
Во второй части Оркестровый театр (1992) расширяет концепцию ритуала, вовлекая публику. Оркестр разделен на группы: на сцене струнные, духовые и перкуссия, в то время как деревянные духовые инструменты окружают публику. Задействованы два дирижера: один смотрит на сцену, а другой - на публику. Последний дирижер предлагает публике напевать вместе с оркестром в определенных частях музыки.
Третья часть «Оркестрового театра» (1996), включает в себя больше элементов постановки, чем ее предшественники. Добавлены телевизионные мониторы, освещение и даже сценические декорации для музыкантов. В этом мультимедийном произведении оркестром руководят дирижер-человек и виртуальный дирижер, который появляется на мониторах. Пока человек-дирижер ведет, мониторы передают множество изображений выдающихся людей и событий ХХ века.
Заключительная часть серии «Оркестровый театр» (1999) основана на теме жертвоприношения ради любви, построена как тема и вариации. Стиль каждого раздела соответствует стране происхождения соответствующего персонажа: партию Ю играет пекинский оперный певец (Ши Мин ), партию Джульетты – западноевропейское оперное сопрано (Нэнси Аллен Ланди), а Кохару - японский кукольник (Джусабуро Цуджимура). Как и во Второй части «Оркестрового театра», оркестр распространяется на сцене и среди зрителей. На проекционном экране отображаются живые изображения трех солисток, которыми в реальном времени управляет видеохудожник.
К области симфонических сочинений относится Концерт для двенадцати сольных виолончелей с оркестром под названием «Четыре тайных пути Марко Поло» (2004). Выполненное по заказу Берлинской филармонии, произведение представляет собой музыкальное исследование Шелкового пути. Для достижения этих звуков солисты-виолончелисты используют техники ситара и пипы.
Тан Дун написал Концерт для фортепиано с оркестром «Смерть и огонь» (2008), по заказу Нью-Йоркского филармонического оркестра для пианиста Ланг Ланга. Концерт вдохновлен любовью композитора к боевым искусствам, и солисту предлагается сыграть определенные фрагменты музыки кулаками и предплечьями. Другие, более спокойные разделы напоминают о древних китайских инструментах, таких как гуцинь.
Композитор, в творчестве которого преломлены традиции европейского современного искусства и восточной философии и музыки, в 2012 году посетил Ярославль в рамках Четвёртого фестиваля Юрия Башмета. В одном из концертов Фестиваля  на сцене Концертного зала имени Л. В. Собинова прозвучало произведение «Смерть и огонь» под управлением автора, что стало историческим событием для культуры Ярославля.

Календарь
Март, 2024
Вход
Ваш отзыв