Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Март, 2024
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Март, 2024
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

06.09.2019

Леонид Витальевич Собинов

Леонид Витальевич Собинов (1872-1934) - выдающийся русский оперный певец (лирический тенор), солист Императорских театров, солист театра Ла Скала, один из ярчайших представителей русской вокальной школы. Выступления Л.В. Собинова имели огромное значение в культурной жизни России и европейских стран. Он входит в плеяду блестящих деятелей русской культуры, таких как Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, имена которых стали синонимами вершинных достижений русского музыкального искусства начала века. Историческая заслуга Л. В. Собинова в том, что в своем творчестве он сумел соединить различные школы пения, и прежде всего итальянскую школу "bel canto" с традициями русского реалистического искусства и, благодаря этому, поднять русское вокальное искусство на небывалую высоту.
Ярославль - город, который для Л.В. Собинова значил очень много. Здесь он родился и прожил свои самые счастливые, самые безмятежные годы. Сегодня Л.В. Собинов по праву является популярнейшим культурным брендом Ярославля и Ярославской области. Имя Собинова широко представлено в культурной топонимике города – Концертный зал им. Л.В. Собинова Ярославской государственной филармонии, Ярославское музыкальное училище (колледж) им. Л.В. Собинова, Детская школа искусств им. Л.В. Собинова, Дом-музей Л.В. Собинова. За достижения в музыкальном искусстве в Ярославле учреждена областная премия имени Л.В. Собинова. В Ярославской филармонии проходит Международный конкурс вокалистов им. Л.В. Собинова.
Леонид Собинов родился в Ярославле, в семье купца Виталия Собинова. Кроме Леонида в семье было четверо детей. Музыкального образования они не получили. Леонид Собинов и его старший брат Сергей самостоятельно учились играть на гитаре, которую купили на собственные деньги. Обычаи дома царили весьма патриархальные, и в дни поста отец запирал гитару на ключ.
В девять лет Леонид поступил в мужскую гимназию. Здесь же, в гимназическом хоре, он с большим рвением начал учиться пению. Долгое время Собинов пел дискантом и никак не выделялся из общей массы хористов, и лишь к 17 годам, как вспоминал певец, у него «появилось что-то вроде тенора».
Заявить о себе ему помог случай: хор участвовал в благотворительном концерте с песней из оперы «Наташа», или «Волжские разбойники», Константина Вильбоа. Собинов предложил свою кандидатуру вместо заболевшего солиста, и регент, хоть и сомневаясь, согласился. Как рассказывал один из участников концерта: «Леня запел, да как ведь запел, до сих пор его голос в этой песне у меня в ушах, и до сих пор мороз по коже при одном воспоминании о неожиданно огромном впечатлении, которое произвел Собинов на всех своим голосом, необычайным тембром этого голоса». Это выступление стало первым триумфом Леонида Собинова.
В 1890 году будущий исполнитель окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на юридический факультет Московского университета. Теперь Собинов пел в университетском хоре. Первое его выступление состоялось в 1890 году во время концерта в пользу нуждающихся студентов.
«Я в университете. Здесь опять меня инстинктивно тянуло в кружки, где пели... <...> Мысль о том, что надо бы поучиться петь, приходила в голову все назойливей и назойливей, но средств не было, и я не раз проходил по Никитской, по дороге в университет, мимо Филармонического училища с тайной мыслью, а не зайти ли и не попросить, чтобы поучили. Судьба мне улыбнулась».
Леонид Собинов
Основатель Филармонического училища, преподаватель по классам фортепиано и дирижирования Петр Шостаковский пригласил университетский хор поучаствовать в постановке «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Через некоторое время Шостаковский предложил Леониду Собинову бесплатное обучение в училище. Будущий певец утаил это от отца, потому что тот был по-прежнему против обучения пению: «Люблю слушать, как он поет, но не люблю разговоров про пение».
В 1892 году Собинов стал учеником в классе Александра Додонова. Он писал, что «принялся за дело очень ретиво». В этом же году будущему певцу позволили участвовать в открытом ученическом спектакле. Когда он сдал экзамен в конце года, его перевели сразу на 3-й курс училища. Вскоре он уже пел маленькие партии в итальянской опере, а чуть позже — и Арлекина в «Паяцах».
Спустя год певец женился на Марии Каржавиной, учащейся Филармонического училища. Через четыре года в семье было уже двое сыновей — Борис и Юрий (в 1898 году супруги расстались).
Параллельно с учебой в училище Леонид Собинов получал образование в университете. В 1894 году он успешно окончил юридический факультет, год прослужил юнкером в Московском пехотном училище. После этого Собинов стал помощником присяжного поверенного в группе Федора Плевако. За два года судебной практики ему довелось вести около 70 дел, в основном гражданских. Леонид Собинов вспоминал об этом времени: «Мне приходилось много работать и, кажется, не было дня, чтобы я не выступал в окружном суде, у мирового или в коммерческом суде». В этот период, познакомившись с присяжным поверенным Керзиным, певец вступил в кружок любителей русской музыки.
Весной 1897 года Леонид Собинов окончил Филармоническое училище: на выпускном экзамене он получил пять с плюсом. На экзамене присутствовал дирижер Большого театра Ипполит Альтани, который через педагога — Александру Сантагано-Горчакову — пригласил Собинова на прослушивание в Большой театр.
«Горчаковой удалось взять с меня честное слово, что я пойду. Тем не менее в первый день пробы я не рискнул и, только когда Горчакова пристыдила меня, явился на второй день. Проба была удачна. Дали вторую — опять удачна».
Леонид Собинов
Так, едва получив музыкальное образование, Леонид Собинов дебютировал на сцене Большого театра в опере Антона Рубинштейна «Демон» (партия князя Синодала). С ним сразу же заключили контракт, разрешив совмещать службу в театре с работой юриста. В конце первого же театрального сезона Леонид Собинов получил большую роль в опере Александра Бородина «Князь Игорь».
Следующие два года Леонид Собинов колебался — какую стезю ему выбрать? Чему посвятить свою жизнь — стать адвокатом или певцом? Об этом периоде сомнений он писал: «Стоит только накопиться трудной и неприятной работе по адвокатуре, как я уже начинаю мечтать о том, что сцена, пожалуй, мое единственное призвание. С рвением бросаюсь я к оперным клавирам, и вот здесь какой-нибудь трудный речитатив или плохо удающаяся нота, часто случайное отсутствие дыхания или голоса начинают возбуждать во мне сомнение в моих способностях быть хорошим артистом».
Как вспоминает дочь певца, все разрешилось благодаря случаю. На одном из слушаний судья обратился к участнику процесса Леониду Собинову с вопросом: «Что вы нам, соловей, сегодня споете?» Именно в этот момент Собинов понял, что настало время выбирать — «быть лучшим певцом среди юристов или лучшим юристом среди певцов». Осенью 1899 года он оставил адвокатскую практику и полностью посвятил себя музыке.
В 1898 году Леонид Собинов исполнил партию Ленского в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин». Его манера исполнения отличалась от традиционной, и это вызвало критику со стороны руководства театра и некоторых коллег. Однако вскоре созданный Собиновым образ стал оперной классикой.
За все время службы в Большом театре у певца было 35 ролей, он пел на сцене 623 раза. Самыми известными его партиями, наравне с Ленским, были Лоэнгрин в опере Вагнера, Вертер (Жюль Массне) и Ромео (Шарль Гуно). Параллельно певец работал в Московской частной русской опере, его партнером по сцене был Федор Шаляпин.
В первое десятилетие XX века Леонид Собинов много гастролировал: он выступал в миланском театре Ла Скала, в театре князя Монакского в Монте-Карло, в мадридском театре «Реаль», бывал в Берлине, Париже, много ездил по России.
«Десятилетие сценической карьеры прошло недаром для Собинова, он теперь является зрелым мастером в своем искусстве, совсем, кажется, порвавшим со всякими рутинными приемами и относящимся к своим партиям и ролям как мыслящий и талантливый художник».
Николай Кашкин, музыкальный критик
В 1910 году Леонид Собинов занялся театральной режиссурой. Он поставил оперу Джакомо Пуччини «Богема» на сцене Большого театра. Премьера имела большой успех, но вскоре отношения Собинова с руководством театра осложнились. В 1914 году ему запретили ставить оперу Пуччини «Тоска» в связи с якобы содержащимся в ней революционным подтекстом.
Во время Первой мировой войны Леонид Собинов гастролирует по Волге. Его концерты носят благотворительный характер: деньги передают на помощь раненым и военные нужды.
В 1915 году Леонид Собинов вступил в брак с Ниной Мухиной, а в 1920 году у них родилась дочь Светлана.
После 1917 года певец отказался от эмиграции и продолжил свою деятельность: сначала он стал управляющим, затем — комиссаром Большого театра. Он по-прежнему много гастролировал — как по городам России, так и по Европе. В одной из публикаций по итогам концерта в Париже писали: «Весь прежний Собинов прошел перед слушателями битком набитого зала Гаво. Собинов оперных арий, Собинов романсов Чайковского, Собинов итальянских песен — все покрывалось шумными рукоплесканиями... <...> Дикция его ясна, как кристалл, — «точно сыплется жемчуг на серебряное блюдо».
Леонид Собинов много занимался благотворительностью: помогал студентам, различным обществам и организациям. Сцену он оставил в 1933 году, когда ему исполнилось 60 лет. Через год, отправившись на лечение в Ригу, певец умер от сердечного приступа. Его тело доставили в Москву на специальном поезде. Похоронен певец на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Календарь
Март, 2024
Вход
Ваш отзыв