«Когда я пишу музыку, я предпочитаю не думать о дедушке». – композитор Габриэль Прокофьев.
«Сегодня классическая музыка не умирает, а изменяется, и любимый тому пример, иллюстирирующий данный процесс – композитор Габриэль Прокофьев». – Ричард Тарускин, музыковед, США.
Габриэль Прокофьев (род. 6 января 1975 года) – британский академический композитор, продюсер, диджей, основатель лейбла «Nonclassical» и одноимённой клубной ночи, внук Сергея Прокофьева и его первой супруги Лины Любера. Живет и работает в Лондоне. Является также композитором оркестра de Pau Pays de Béarn во Франции. В 2025 году музыкант отметил 50-летний юбилей.
Композитор часто называет себя «внебрачным сыном русской музыкальной традиции»: родился и получил образование в Великобритании, однако ощущает особую духовную связь с Россией.
Г. Прокофьев родился в Лондоне в семье художника Олега Прокофьева, сына С. С. Прокофьева и его третьей жены Фрэнсес Чайлд. Музыкант вырос на звучавшей в доме классической музыке, детстве Габриэль Прокофьев занимался на фортепиано, валторне, трубе, играл в оркестрах и пел в хоре. Г. Прокофьев не стремился стать профессиональным исполнителем, так как не хотел сравнения со своим дедом С. С. Прокофьевым. Знаменитая на весь мир фамилия не стала для Г. Прокофьева предметом пристального внимания и стремления соответствовать ожиданиям общественности, ему не пришлось меня сферу интересов, чтобы избежать сравнений со старшими членами его семьи. Габриэль Прокофьева сумел состояться в той же профессии, что и его грандиозный дед, изменивший историю мировой музыки в XX веке.
Первые сочинения Г. Прокофьев написал в 10-летнем возрасте, это были поп-композиции. Для исполнения своих произведений музыкант совместно с друзьями создал свою группу, ему было 10 лет. Позже он основал электро-постпанк группу Spectrum и выступал в группе и как диджей под именем Gabriel Olegavich.
В юношеские годы Г. Прокофьев профессионально изучал базовую композицию и электроакустическую музыку в Бирмингемском и Йоркском университетах. Получив образование, музыкант сперва максимально отходит от классических стандартов и пишет электронную музыку – от утонченной электроакустики до энергичного грайма, хип-хопа и электронной музыки. В тесном соприкосновении с новейшими течениями массового искусства сформировались стилистика и характерное звучание сочинений Г. Прокофьева.
Всё творчество Г. Прокофьева представляет собой органичный сплав, где претворены многовековые академические традиции, последние нововведения хип-хопа и танцевальной электроники. Сочетая и классическое, и популярное, композитор следует в музыке по тому пути, на котором у него практически нет конкурентов.
В 1998 году Г. Прокофьев выиграл престижный приз в конкурсе Bourges International Electroacoustic Music Competition. А пять лет спустя, в 2003 году композитор принимает решение вернуться к своим корням – к академической музыке и создаёт Струнный квартет № 1 для Elysian Quartet. В 2003-2004 гг. Г. Прокофьев организовал лейбл Nonclassical, который выпускает как его собственные работы, так и сочинения других музыкантов, перекидывающих мост между XX и XXI веками. Классическая инструментальная музыка с годами суммировала уникальный композиторский опыт Г. Прокофьева, полученный в консерваториях, академических залах и ночных клубах.
Звукозаписывающий лейбл Nonclassical возникает в результате длительных поисков автора. Желая записать Струнный квартет № 1 на компакт-диск, Г. Прокофьев долго не мог найти звукозаписывающую компанию, формат которой подошёл бы для записи его произведения продолжительностью 14 минут. Итогом поисков стало основание собственного лейбла. Его сущность – записывать не только неклассическую, но и академическую музыку, в том числе и в нетрадиционном виде (ремикс), с использованием необычных для классической музыки инструментов, таких, как диджейские «вертушки».
Одновременно с лейблом Г. Прокофьев основал проект Клубная ночь Nonclassical. Идея возникла после премьеры Струнного квартета № 1, которая, несмотря на успех произведения у критиков, вызвала разочарование Г. Прокофьева: на премьере присутствовал только один из друзей композитора. По этой причине композитор решил, что его музыка, в том числе и классическая, будет звучать в той среде и условиях, которые подходят стилю жизни его окружения. Формат проведения мероприятий сводится к тому, что в различных клубах европейских городов регулярно проводятся концерты современной академической музыки, а репертуар концертов включает сочинения признанных мастеров ХХ века и молодых композиторов в чередовании с танцевальными музыкальными номерами клубной музыки, исполняемой приглашёнными диджеями. Первый концерт состоялся в 2004 году в клубе Cargo в Лондоне, где прозвучали произведения Джона Кейджа.
Среди академических сочинений Г. Прокофьева – разностилевой и разножанровый репертуар. За последние 10 лет Габриэль композитор собрал значительное портфолио, в котором насчитывается семь симфонических концертов, разноплановая камерная и вокальная музыка, оркестровый ремикс Девятой симфонии Бетховена и полнометражные работы для кино, театра и балета. Его музыку исполняли ведущие оркестры мира, знаменитые дирижеры и звездные солисты., ею восхищались критики ведущих мировых изданий – от The Guardian до The Times, называя «революционной», «экстраординарной», «чертовски умной» и «небесно красивой».
В 2013 году в России, на сцене Санкт-Петербургской филармонии состоялась мировая премьера Концерта для виолончели Г. Прокофьева под управлением Сабрие Бекировой. Но одной из наиболее больших творческих удач Г. Прокофьева стал Концерт для вертушек с оркестром. В 2011 году он прозвучал на ежегодном международном фестивале BBC Proms под управлением Владимира Юровского с участием Mr. Switch в качестве солиста. Произведение было одобрено критиками, а в 2015 году телеканал Би-Би-Си не только транслировал это исполнение, но и включил его в проект «Десять пьес для детей» для обязательного прослушивания в средней школе.
В 2016 году состоялась премьера Концерта для саксофона с оркестром Г. Прокофьева, написанная по заказу Филармонического оркестра Нейплса и Симфонического оркестра Детройта (дирижер — Андрей Борейко и солист — Брэнфорд Марсалис).
В декабре 2017 года SOUND UP представляет программу избранных сочинений Габриэля Прокофьева, лично отобранных композитором, находящимся в авангарде модернизации наших представлений о современном академизме. Ее откроет его самое известное сочинение – Concerto for Turntables, концерт для оркестра и диджея-турнтаблиста, премьера которого состоялась в 2011 году на известном фестивале BBC Proms в исполнении Лондонского симфонического молодежного оркестра под управлением Владимира Юровского.
За виниловыми вертушками московской премьеры Concerto for Turntables стоял DJ Tactics – культовый российский хип-хоп-диджей и экспериментатор, выступавший на одной сцене с Snoop Dogg и Diplo, глава российских представительств мировых диджейский организаций IDA (International DJ Association) и старейшей DMC, продюсер, приложивший руку к записям звезд российского рэпа, рекламы и кино, а также автор и ведущий собственного видеошоу о музыкальной индустрии и диджеинге «Тактика Звука».
Фирма «Мелодия» издала альбом электронной музыки Г. Прокофьева «Разбивая экраны» (Breaking screens). Альбом был записан в последние дни перед пандемией, в феврале 2020 года, во время последних гастролей композитора в России, с участием Opensound Orchestra под управлением Станислава Малышева.
«Новый альбом Габриэля Прокофьева “Breaking screens” — это эмоциональное путешествие из 16 треков, пролегающее через мрачное музыкальное пространство, разочарование в обыденности жизни… и растущий страх перед глобальным кризисом…», — пишет авторитетный британский музыкальный критик Лулу Ле Вэй, — «…это конфронтационный и подпитываемый анархией классический проект, который игриво обходит границы жанров, отказываясь от категоризации». Участвовавший в записи альбома Opensound Orchestra – московский коллектив молодых музыкантов, основанный в 2018 году и специализирующийся на современной академической и электронной музыке, настоящий «оркестр-трансформер», не боящийся самых смелых экспериментов.
Перу композитора принадлежат следующие сочинения в различных жанрах:
Концерты: Концерт для вертушек с оркестром (1-я ред. с камерным оркестром – 2006, 2-я ред. с симфоническим оркестром – 2011), Концерт для басового барабана и оркестра (2012), Spheres для скрипки соло и струнного оркестра (2012), Концерт для виолончели соло и симфонического оркестра (2013), Концерт для трубы соло, солирующих ударных, вертушек и оркестра (2014), Скрипичный концерт «1914» (2014), Концерт для саксофона и симфонического оркестра (2016), Концерт для вертушек с оркестром № 2 (2016), Два каприса для скрипки и симфонического оркестра (2016)
Симфонические произведения: Beethoven9 Symphonic Remix (оркестровый ремикс) для двойного состава духовых, симфонического оркестра и электронных инструментов (2011), два танца Ruthven’s Last Dance для оркестра (2013), Dial 1-900 Mix-A-Lot для симфонического оркестра (2014), Увертюра 87654321 для симфонического оркестра, двойного состава духовых и четырех ударных (2014), Carnet de Voyage для симфонического оркестра, двойных духовых и четырех ударных (2015)
Камерные произведения: Струнный квартет № 1 (2003), Два танца для струнного трио, бас-кларнета, фортепиано и вертушек (2004), Струнный квартет № 2 (2006), Сюита ударных IMPORT/EXPORT для глобального мусора (с видео): канистра из-под бензина, деревянная палитра, бутылки из-под фанты, пластиковые пакеты, loop Station, простой электронный процессор (2008), «Украденные гитары» - электрогитары, два ноутбука или квартет электрогитар (2008; 2-я ред. - 2011), Piano Book № 1 – 11 пьес для фортепиано соло (2009), Струнный квартет № 3 (2010), Струнный квартет Bogle Move /Jamaican Dancehall/ (2010), «Cello Multitracks» для виолончели соло, мульти-трэки виолончели (8)или виолончельный нонет (2011), «Треугольники» - 9 сделанных на заказ треугольников (2012), «Шесть наблюдений» для трио флейт (2013), Скрипичный дуэт № 1 (2014), The River Conquerer для ансамбля медных духовых и ударных (2015), Пьесы для эрху и фортепиано (2015), «Transhuman Etudes» – три этюда для фортепиано в 4 руки (2016).
Балеты, сценические произведения: «Sleeveless Scherzo» для скрипки соло и танцора соло (2008), «Ein Winternachtstraum» («Балет зимних снов») для симфонического оркестра и вертушки на материале музыки Ф. Мендельсона и авторской музыки (2011), «The Ghost of Gunby Hal» для скрипки, виолончели, басового кларнета, фортепиано электроники и двух актеров на текст Джоэла Стиклей (2012), «Howl» для танцоров и электроники, хореограф Морис Кауси (2013), «Strange Blooms» для электроники (электронный клавесин), хореограф Шобана Еасинг (2013), «Terra Incognita» для струнного ансамбля, десяти инструменталистов и электроники, хореограф Шобана Еасинг (2014), «Баядерка — девятая жизнь» для фортепиано, ударных и электроники, хореограф Шобана Еасинг (2015)
Вокальные сочинения: мини-опера «Одинокий гигант» для баритона, бас-кларнета (2009), «Простые песни для современной жизни» - шесть коротких песен для женского трио a cappella или женского хора (2009) Музыка к кинофильмам: саундтрэк к классическому американскому немому кино «Pig Alley» для бас-кларнета, трубы, ударных и виолончели (2008), саундтрэк к документальной драме «Melior Street» для вокалиста, гитары, фортепиано, басового барабана и струнного квартета, реж. Шарлотт Гинсборг (2011), саундтрек «Opponent», реж. Шарлотт Гинсборг (2014).