Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Январь, 2025
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Январь, 2025
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

11.12.2024

«Наше время нуждается в людях, мощных духом!». - Л. ван Бетховен.

15/16 декабря 1770 года в семье потомственных придворных музыкантов родился композитор Людвиг ван Бетховен, человек со сложной судьбой, уже при жизни завоевавший мировое признание. Его стремительная, блестящая карьера композитора и пианиста-виртуоза началась в Вене, крупнейшем музыкальном центре Европы. Пианизм Бетховена был чужд аристократической культуре, драматичная и темпераментная манера игры, новаторские замыслы  и эмоциональная глубина созданных сочинений не имели ничего общего с филигранностью и «чувствительностью стиля» искусства прошлого. Манера поведения Бетховена вступала в противоречие с общепризнанными нормами этикета: музыкант мог прервать выступление, если во время концерта слушатели начинали переговариваться, а при встрече с именитым господином мог пройти мимо, даже не сняв шляпу.

Вспомним некоторые интересные факты из жизни Л. Бетховена:
1.Отец сказал Бетховену, что тот родился в 1772 году, а не в 1770 году. Это должно было создать иллюзию, что он моложе, а следовательно, публично выделить его таланты еще сильнее. Сам Бетховен узнал правду только спустя годы;
2.Первое сочинение написано композитором в 12-летнем возрасте, в тональности до минор, ставшей со временем любимой тональностью Бетховена;
3.О жизни музыканта можно доподлинно узнать, изучая материалы его личных дневников и разговорных тетрадей, в которых композитор общался в письменной форме  с единомышленниками и современниками;
4.После смерти В. А. Моцарта в 1791 году венский граф Вальдштейн сказал молодому Л. Бетховену, что если он будет достаточно много работать, то получит «дух Моцарта через руки Гайдна». Йозеф Гайдн давал Бетховену уроки, но тёплых дружеских отношений, равно как и творческого взаимопонимания, между ними не сложилось;
5.Трагедия музыканта и человека - прогрессирующая потеря слуха в молодом возрасте - не сломила дух композитора: огромная потребность в творчестве, желание завершить то, к чему Л. Бетховен чувствовал подлинное призвание, помогла ему побороть отчаяние и мрачные помыслы и выйти из неравного поединка победителем;
6.Героика борьбы вдохновила Л. Бетховена на создание большого количества выдающихся сочинений: шесть симфоний (Третья «Героическая», Четвертая, Пятая, Шестая «Пасторальная», Седьмая, Восьмая), единственная опера «Фиделио», увертюры «Кориолан», «Леонора», музыка к «Эгмонту», Скрипичный концерт, Четвертый и Пятый концерты для фортепиано, фортепианные сонаты «Аппассионата» и «Вальдштейн», пять гениальных квартетов (№№ 7—11), «32 вариации для фортепиано», «Фантазия для фортепиано, хора и оркестра», Шестое фортепианное трио, Месса До мажор, песни на тексты Гёте;
7.Поздний период творчества, который включал Симфонию № 9 с хоровым финалом, Missa Solemnis, поздние струнные квартеты и фортепианные сонаты, считается самым гениальным и интеллектуальным периодом творчества. Последнее законченное сочинение композитора - финальная часть струнного квартета № 13, ор. 130 (1825);
8.Соната «№14, часто называемая «Лунная», получила своё название только через 5 лет после смерти композитора. Немецкий поэт Людвиг Рельштаб говорил, что первая часть сочинения звучит как лунный свет, сияющий на озере Люцерн, и название быстро закрепилось за музыкой. Печальная «Лунная соната» была посвящена его ученице, Джульетте Гвиччиарди, в которую композитор был влюблен;
9.Музыка Л. Бетховена широко используется в кино и появляется в некоторых неожиданных фильмах, таких как «Лихорадка субботнего вечера», где можно услышать намёки на его симфонию №5;
10.Образ Бетховена нашел воплощение и в кинематографической жанре: в 2018 году на экраны вышел фильм Светланы Музыченко «Главный грек Российской империи». Роль Л. Бетховена сыграл известный композитор и дирижёр Антон Лубченко.

Драматическая наполненность, сильнейший эмоциональный накал и одновременно палитра тончайших выразительные средств, их неисчерпаемое разнообразие пробуждают к бетховенской музыке неиссякаемый интерес сквозь века.

Календарь
Январь, 2025
Вход
Ваш отзыв