Тан Дун (кит. трад. 譚盾, упр. 谭盾, пиньинь Tán Dùn) — китайский и американский композитор, лауреат премии «Грэмми», премии «Оскар», премии Гленна Гульда.
Творческий путь композитора начался с самообразования: освоения игры на народных китайских инструментах, работы аранжировщиком и исполнителем в ванченской труппе пекинской оперы.
Профессиональное музыкальное образование Тан Дун получил в Пекинской консерватории (1978 - 1985). Первое знакомство с современной академической музыкой произошло благодаря лекциям приглашенных композиторов Александра Гёра (Великобритания), Тору Такэмицу (Япония), чья музыка оказала глубокое воздействие на молодого композитора.
Дальнейшее музыкальное образование Тан Дун продолжает в Нью-Йорке: он окончил докторантуру Колумбийского университета, класс композиции Чжоу Вэньчжуна (1993). В США музыкант открыл для себя творчества Джона Кейджа и композиторов-минималистов: Филипа Гласса, Мередит Монк, Стива Райха.
К числу значимых творческих премьер композитора относится симфония для виолончели соло, симфонического оркестра, детского хора и колоколов из гробницы Маркиза И., которая была посвящена передаче Китаю суверенитета над Гонконгом 1 июля 1997 года.
В 2000 году как участник коллективного международного проекта совместно с Софьей Губайдулиной, Освальдо Голиховым и Вольфгангом Римом по заказу Баховской академии в Штутгарте написал «Водные страсти по Матфею» (англ. Water Passion After St. Matthew).
В 2008 году принял участие в проекте YouTube по созданию первого в мире симфонического интернет-оркестра, для которого Тан Дун написал интернет-симфонию «Eroica».
Во время учебы в Колумбийском университете была написана первая опера Т. Дуна «Девять песен» (1989) – на основе текстов о природе Цюй Юаня. Стихи поются как на классическом китайском, так и на современном английском языке вместе с небольшим ансамблем традиционных и национальных китайских инструментов. Среди них - специально созданный набор из 50 керамических ударных, струнных и духовых инструментов, разработанный в сотрудничестве с гончаром Рагнаром Нессом. Чтобы подчеркнуть шаманский характер поэзии, актеры танцуют и пластично двигаются, воспроизводя древний ритуал.
Опера «Марко Поло» (1998), отмечена премией Гравемайера – фантазия об эпическом путешествии Марко Поло из Венеции в Китай. Либретто написано на английском языке, автор – Пол Гриффитс. Интересен приём перевоплощения в опере: по сюжету, главный персонаж становится двумя героями: Марко, который представляет реального человека (меццо-сопрано), и Поло, который представляет его память (тенор). Произведение предназначено для солистов, хора из 20 человек и большого оркестра. В состав оркестра вошли как современные, так и средневековые европейские инструменты, а также инструменты традиционных культур восточных стран, через которые пролегал путь Марко Поло: ситар, пипа, шэн, табла, также применены тибетские рога и колокольчики.
В том же году Тан Дун представил свою следующую оперу «Павильон пионов» (1998). Опера исполняется полностью на английском языке. Небольшой ансамбль из шести музыкантов вместе с актерами использует на сцене электронику и китайские инструменты. Стилистически музыка представляет собой смесь западного авангарда и традиционной китайской музыки.
Опера Тан Дуна «Первый император» (2006), последняя среди написанных, выполнена по заказу Метрополитен Опера для Пласидо Доминго. В соавторстве с Тан Дуном и китайским писателем Ха Цзинь, опера фокусируется на объединении Китая под началом Цинь Ши Хуана, первого императора династии Цинь и его отношениях с музыкантом Гао Цзяньли. Как и предыдущие оперы Тан Дуна, «Первый император» требует использования китайских инструментов в дополнение к полноценному оркестру, включая гучжэн и бяньчжун.
Тан Дун создал множество произведений для «органических инструментов», изготовленных из бумаги, воды, керамики и камня. В его четвертой опере «Чай. Зеркало души» (2002) органические инструменты играют заметную роль в структуре спектакля. Название каждого действия соответствует материалу используемых тембров, а также сюжету оперы. Первый акт, названный «Вода, огонь», открывается чайной церемонией на сцене, в то время как перкуссионисты манипулируют стеклянными чашами с водой. Второй акт «Бумага» – включает музыку на барабанах из рисовой бумаги и изображает производство и приготовление чая в Китае. Третий, заключительный акт «Керамика, камни» – изображает смерть главного героя. Перкуссионисты играют на цветочных горшках, названных в партитуре «керамическими курантами».
Первой крупной работой для органических инструментов стал «Концерт на воде для ударных и оркестра на воде» (1998), посвященный Тору Такемицу. По словам композитора, звуки, издаваемые солистом, навеяны акустикой повседневной жизни в Хунани. Тазы наполняются водой, а с содержимым манипулируют мисками, бутылками, руками и другими приспособлениями. Используются различные средства усиления громкости звучания, в том числе контактные микрофоны на бассейнах.
Техники, разработанные в «Концерте на воде», были вновь использованы в сочинении «Водные страсти по Матфею» (2000). Написанное в ознаменование 250-й годовщины со Дня смерти Иоганна Себастьяна Баха, произведение для хора, оркестра и ударных инструментов следует за Евангелием от Матфея, начиная с крещения Христа. Партитура также требует обертонного пения от солистов. Как и в «Оркестровом театре», члены оркестра играют на своих инструментах, используя технику, заимствованную из незападных традиций.
Следующая крупная органическая работа Тан Дуна – «Бумажный концерт» для ударных и оркестра (2003), исследует акустический диапазон бумаги. Инструменты, изготовленные из бумаги разной толщины, используются в качестве тарелок, барабанов или тростей. Кроме того, листы бумаги трясутся или ударяются. Эти звуки усиливаются с помощью беспроводных микрофонов, которые носят музыканты. Эта работа была заказана Филармонией Лос-Анджелеса для открытия Концертного зала Уолта Диснея.
«Концерт для камня и керамики, ударных и оркестра» (2009), написанный по мотивам пьес Густава Малера Das Lied von der Erde («Песнь земли») исполняется керамическими и ударными инструментами, подобные тем, которые Тан Дун использовал в своих предыдущих работах, а также духовые инструменты и сюнь.
Тан Дун широко известен как автор музыки к кинофильмам «Падший» (1998), Крадущийся тигр, скрытый дракон (2000), «Герой» (2002), «Банкет» (2006). Позднее музыка к фильму была переработана в «Концерт для виолончели, видео и камерного оркестра». Эта работа, содержащая отредактированные кадры из фильма, меняет роль музыки в фильме, рассматривая видео как второстепенное, а музыку выдвигает на первый план. Аналогичная техника позже была применена к его другим саундтрекам – фильмы «Герой» и «Банкет», в результате чего появилась большая работа, известная как «Цикл боевых искусств».
В 2002 году Тан Дун продолжил эксперименты с применением видео в музыке. Так появилось произведение «Карта» для виолончели, видео и оркестра. На карте представлены документальные кадры, изображающие жизнь китайских этнических меньшинств Туцзя, Мяо и Дун. Музыканты на сцене, включая солиста-виолончелиста, взаимодействуют с музыкантами на экране. Возникает дуэт живого и записанного концертного выступления.
Последней мультимедийной работой композитора стало музыкальное движение для видео, соло арфы и оркестра «The Secret Songs of Women» (2013). Сочинение появилось после нескольких лет этномузыкологических исследований в провинции Хунань. В музыке зафиксированы звуки письма нюй-шу, фонетической системы письма, разработанной женщинами, говорящими на диалекте сяннань-тухуа, которые было отказано в получении формального образования. Считающийся умирающим языком, вдохновил Тан Дуна на исследование его «музыкальности», что привело к созданию серии короткометражных фильмов о женщинах, поющих песни, написанные на нюй-шу. Песни демонстрируются вместе с оркестровым исполнением.
В 1990-х Тан Дун начал работу над серией оркестровых произведений, которые рассматривают отношения между исполнителем и аудиторией, синтезируя западную классическую музыку и китайский ритуал.
В первой части серии «Оркестровый театр» (1990) оркестранты издают различные вокализации на нейтральный слог и играя на своих инструментах, используя нетипичные техники. Например, на арфе играют скользящим глиссандо, а на скрипках - как на ударных.
Во второй части Оркестровый театр (1992) расширяет концепцию ритуала, вовлекая публику. Оркестр разделен на группы: на сцене струнные, духовые и перкуссия, в то время как деревянные духовые инструменты окружают публику. Задействованы два дирижера: один смотрит на сцену, а другой - на публику. Последний дирижер предлагает публике напевать вместе с оркестром в определенных частях музыки.
Третья часть «Оркестрового театра» (1996), включает в себя больше элементов постановки, чем ее предшественники. Добавлены телевизионные мониторы, освещение и даже сценические декорации для музыкантов. В этом мультимедийном произведении оркестром руководят дирижер-человек и виртуальный дирижер, который появляется на мониторах. Пока человек-дирижер ведет, мониторы передают множество изображений выдающихся людей и событий ХХ века.
Заключительная часть серии «Оркестровый театр» (1999) основана на теме жертвоприношения ради любви, построена как тема и вариации. Стиль каждого раздела соответствует стране происхождения соответствующего персонажа: партию Ю играет пекинский оперный певец (Ши Мин ), партию Джульетты – западноевропейское оперное сопрано (Нэнси Аллен Ланди), а Кохару - японский кукольник (Джусабуро Цуджимура). Как и во Второй части «Оркестрового театра», оркестр распространяется на сцене и среди зрителей. На проекционном экране отображаются живые изображения трех солисток, которыми в реальном времени управляет видеохудожник.
К области симфонических сочинений относится Концерт для двенадцати сольных виолончелей с оркестром под названием «Четыре тайных пути Марко Поло» (2004). Выполненное по заказу Берлинской филармонии, произведение представляет собой музыкальное исследование Шелкового пути. Для достижения этих звуков солисты-виолончелисты используют техники ситара и пипы.
Тан Дун написал Концерт для фортепиано с оркестром «Смерть и огонь» (2008), по заказу Нью-Йоркского филармонического оркестра для пианиста Ланг Ланга. Концерт вдохновлен любовью композитора к боевым искусствам, и солисту предлагается сыграть определенные фрагменты музыки кулаками и предплечьями. Другие, более спокойные разделы напоминают о древних китайских инструментах, таких как гуцинь.
Композитор, в творчестве которого преломлены традиции европейского современного искусства и восточной философии и музыки, в 2012 году посетил Ярославль в рамках Четвёртого фестиваля Юрия Башмета. В одном из концертов Фестиваля на сцене Концертного зала имени Л. В. Собинова прозвучало произведение «Смерть и огонь» под управлением автора, что стало историческим событием для культуры Ярославля.