Мы используем куки-файлы. Оставаясь на сайте, Вы даёте согласие на обработку персональных данных, а также соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Хорошо
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
май, 2025
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
май, 2025
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Пресса

Открытие сезона органной музыки в Ярославской филармонии

Автор: Игорь Корябин

Ссылка на источник: портал belcanto.ru

80-й юбилейный сезон Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра (ЯАГСО), открывшийся 28 сентября нынешнего года, ознаменовал вступление в должность его нового главного дирижера. С начала сезона 2024/2025 на этот пост назначен Василий Валитов, и на «инаугурации» маэстро в этом коллективе – с монографической программой Рахманинова – ранее мы уже побывали. Однако на следующий день после названного концерта в этом же зале состоялось открытие филармонического сезона органной музыки – и решение задержаться в Ярославле еще на один день было принято абсолютно легко и естественно!

Интерес к концерту, который обещал стать прекрасным бонусом к целевой программе поездки, был обусловлен двумя причинами, и первая заключалась в том, что захотелось открыть звучание нового для себя органа – органа немецкой фирмы W. Sauer, который в Концертном зале им. Л.В. Собинова Ярославской государственной филармонии появился в 1974 году. Этому важному событию предшествовало то, что в 1957 году по инициативе органиста, музыковеда и музыкального педагога Леонида Ройзмана при Министерстве культуры СССР был сформирован Совет по органостроению, в который вошли сотрудники Минкульта, органисты и органные мастера. Его первоочередными задачами стали ремонт и реставрация действующих и заказ новых инструментов.

Так, были налажены контакты с органостроительными зарубежными фирмами в ГДР и Чехословакии. В их число вошли три немецких бренда Alexander Schuke Orgelbau GmbH (Werder [Havel] / Potsdam), W. Sauer Orgelbau Frankfurt (Oder) GmbH, Hermann Eule Orgelbau GmbH (Bautzen) и один чешский Rieger-Kloss (Krnov). Словом, строительство органов шло в СССР по государственному плану, и до перестройки было построено более тридцати инструментов. Ярославский орган оказался шестым в очереди, и торжественная церемония приемки инструмента Госкомиссией Минкульта СССР состоялась 10 декабря 1974 года. А уже 11 декабря перед его первым «концертным выходом», осуществленным с подачи эксперта-консультанта фирмы W. Sauer – немецкого органиста Йоханнеса-Эрнста Кёлера, – директор этой фирмы в присутствии ответственного представителя Управления культуры ключи от органа вручил директору Ярославской филармонии.

С того времени музыкальная жизнь Ярославля преобразилась, став намного интереснее и богаче. За годы эксплуатации орган дважды подвергался капитальному ремонту – в 1997 и 2015 годах. Оба раза ремонт проводили специалисты фирмы W. Sauer, а интонировкой занимался главный интонировщик названной фирмы, а позже один из ее директоров, Петер Фрессдорф. В результате реставрации органа в 2015 году, осуществленной при финансовой поддержке «Бинбанка», изменился внешний облик инструмента, а пульт управления был усовершенствован на уровне новейших технологий и мировых стандартов.

За кафедрой ярославского органа более четырех десятков лет бессменно находилась Любовь Шишханова (1947–2023) – поистине легендарная органистка, которая в развитие музыкальной культуры Ярославля внесла грандиозный творческий вклад. В 1974 году она участвовала в мероприятиях по установке органа в Концертном зале им. Л.В. Собинова, в течение многих лет в Ярославской филармонии регулярно проводила циклы концертов-бесед для школьников об органной музыке. Она являлась инициатором, организатором и художественным руководителем Международного органного фестиваля им. Л.И. Ройзмана. С 1997 года и по настоящее время он проходит в Ярославле каждые два года, и на него неизменно съезжаются известные российские и зарубежные органисты.

В вечер открытия сезона органной музыки 29 сентября за кафедрой органа находилась Софья Иглицкая, одна из учениц Любови Шишхановой. После окончания АМУ при Московской консерватории (2008), а впоследствии и Московской консерватории им. П.И. Чайковского (2013), в 2015 году на базе этого вуза Софья Иглицкая по классу органа профессора Любови Шишхановой завершила ассистентуру-стажировку. С 2017 года по настоящее время она является преподавателем АМУ при Московской консерватории, а с 2023 года – солисткой-органисткой Ярославской филармонии.

Прозвучавшая в этот вечер программа была составлена исполнительницей со вкусом и эстетической выдержанностью. В нее вошли два больших блока – зарубежный и русский. В первом отделении концерта прозвучали произведения Дитриха Букстехуде (ок. 1637–1707), Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750) и Макса Регера (1873–1916). Второе отделение было отдано Сергею Танееву (1856–1915), Василию Калинникову (1866–1900), Павлу Чеснокову (1877–1944), Модесту Мусоргскому (1839–1881) и Юрию Буцко (1938–2015).

Всё первое отделение было посвящено музыке, специально созданной для органа, а во втором пара хоров a cappella «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи» Калинникова и «Заступнице усердная» Чеснокова была представлены в органном переложении Любови Шишхановой. Особый акцент сделаем на вокальном цикле Мусоргского «Без солнца» для голоса и фортепиано, который на этот раз прозвучал в переложении для голоса и органа Софьи Иглицкой. Данный акцент и есть вторая причина, заставившая задержаться ради этого концерта в Ярославле, где под аккомпанемент органа вокальный цикл «Без солнца» исполнил солист Ярославской филармонии, баритон Александр Суханов.

Всё проясняется, если сказать, что в июне – еще в прошлом сезоне – этот же цикл в исполнении Александра Суханова довелось услышать в Москве в Рахманиновском зале консерватории, но и тогда не в клавирной версии, а в оркестровке для струнного оркестра Дмитрия Юровского. Летний концерт в Москве, приуроченный к 185-летию со дня рождения композитора-новатора, прошел под идейным слоганом «Мусоргский – переосмысление», так что упустить уникальнейшую возможность сравнения интерпретаций, конечно же, нельзя было ни в коем случае!

Если на концерте в Москве шесть частей цикла – «В четырех стенах», «Меня в толпе ты не узнала», «Окончен праздный шумный день», «Скучай», «Элегия», «Над рекой» – под зловещий и терпкий аккомпанемент струнных предстали одним сплошным ноктюрном, казалось, доведя всю общую мрачную депрессивность до точки «предельного невозврата», то при более мягкой, с позволения сказать, при более лиричной и чувственной органной подкладке и вокальная линия приобрела бóльшую мягкость, лиричность и чувственность. Это было неожиданно свежо и с позиции музыкальной стилистики поразительно красиво, и это говорит только о том, что изумительно тонкое, изысканное переложение данного цикла для голоса и органа возымело весьма позитивный эффект и на вокальную составляющую.

Весьма органичное слияние органного аккомпанемента Софьи Иглицкой и экстатично-благородной вокальной линии Александра Суханова наблюдалось и в первом отделении, в котором шесть избранных духовных песен (гимнов) из обширного сборника Шемелли (Schemellis Gesangbuch) предстали «в ансамбле» настолько целостно, словно они и были задуманы как духовный вокальный цикл, в центре которого – фигура Иисуса Христа. При этом казус истории заключен в том, что в 1736 году в Лейпциге Георг Христиан Шемелли действительно издал сборник из 954-х (!) духовных песен, а вклад в него Баха, похоже, был минимален. В каталоге сочинений Баха BWV (Bach-Werke-Verzeichnis) песни из сборника Шемелли значатся под номерами от BWV 439 до BWV 507, но в этой серии его авторство сегодня доподлинно установлено лишь для трех позиций – BWV 452, BWV 478, BWV 505.

Для музыковедов, понятно, важна истина, однако так ли она важна в аспекте того, что представленная в рамках обсуждаемого концерта выборка произвела необычайно сильное эмоциональное впечатление?! Последовательность цикла-фантома предстала следующей: «Источник всего благого» («Brunnquell aller Güter», BWV 445); «Во всякий час люблю я Иисуса» («Ich liebe Jesum alle Stund», BWV 468); «Блаженство верных душ» («Beglückter Stand getreuer Seelen», BWV 442); «О сладостный Младенец Иисус» («O Jesulein süß, o Jesulein mild», BWV 493); «Господи, не карай меня» («Herr, nicht schicke deine Rache», BWV 463); «Восстаньте! Время настаёт» («Auf, auf! Die rechte Zeit ist hier», BWV 440).

Еще бóльшую значимость представлению «баховского цикла» из сборника Шемелли – благодаря осмысленности восприятия немецкой вокальной вербальности – придавал тот факт, что тексты гимнов на русском языке непосредственно перед исполнением каждого из них доносил до слушателей протоиерей Димитрий Ильичёв. То было вовсе не формальное «зачитывание» текста, и вместо скромной ремарки в программке «тексты на русском языке читает» соотносительно с именем чтеца вполне можно было бы написать «художественное слово». Благодатный глас чтеца-священнослужителя, появляющегося на сцене в церковном облачении, стал важной духовной скрепой исполнения, рамки которого де-факто переросли в литературно-музыкальную композицию. И пусть слово и вокал неизбежно дублировали друг друга, для русскоязычной аудитории был стопроцентно найден оптимум восприятия!

Тот же прием с «подтекстовкой» при исполнении органных переложений названных выше хоров Калиникова и Чеснокова вообще бьет в цель предельно точно, ведь в данном случае слуховая вербальность исчезает совсем! Так что, благодаря соединению «трубным гласом» короля инструментов в рамках обсуждаемого вечера-эксклюзива, протестант Бах не только духовно сблизился с русским православием, но и встретился с модерном Мусоргского, несвоевременно дерзко проявившим себя уже в конце XIX века…

В начале второго отделения программы восхитительной прелюдией к русской теме стали четырехчастные Хоральные вариации ля мажор Танеева («Tema», «Canone per moto contrario», «Basso ostinato», «Fughetta»). А вслед за Мусоргским в продолжение модерна в музыке XXI века впечатляюще рельефной и яркой кульминацией в финале вечера явилось «Вечное движение» Буцко на тему «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас» из Большой органной тетради (2003), посвященной Любови Шишхановой.

Не обошлось в этот вечер и без популярнейшего хита Баха – Токкаты и фуги ре минор (BWV 565), которую Софья Иглицкая исполнила с виртуознейшим блеском и глубинным погружением в необъятный космос тембров и звучностей. При этом интеллектуальными полюсами органного репертуара в первом отделении явились композиции Букстехуде и Регера: музыка периода барокко открыла, а музыка позднего романтизма завершила его. Первый был представлен Прелюдией соль минор (BuxWV 148), а второй – двумя пьесами («Basso ostinato» и «Präludium») из op. 129, а также Интродукцией и пассакалией ре минор (WoO IV/6). Так что встреча с органом Ярославской филармонии запомнится надолго!

Календарь
май, 2025
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Вход
Ваш отзыв