Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Ноябрь, 2024
пвсчпсв
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Ноябрь, 2024
пвсчпсв
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

30.09.2024

«Проявленный мир автора» Памяти петербургского композитора Александра Кнайфеля (1943 – 2024)

«Встреча с искусством А. Кнайфеля принадлежит к самым важным открытиям последних лет». –  газета Frankfurter Rundschau, Германия.

«То, что он, казалось, извлекал из воздуха, было каким-то волшебством, шаманством». – Станислав Садальский, актёр, заслуженный артист РСФСР.

Услышать вечное в преходящем, высшее в случайном – в этом заключен пафос столь далекого от всякой патетики, единственного в своем роде искусства Александра Кнайфеля. – Журнал «Музыкальная академия», №4, 1993.
 
2024 год отмечен в истории мировой музыкальной культуры ещё одной потерей: в возрасте 80 лет не стало Александра Кнайфеля, яркого композитора, представителя музыкального авангарда, члена Союза композиторов (1968) и Союза кинематографистов (1987), заслуженного деятеля искусств Российской Федерации (1996), кавалера Ордена Дружбы (2004) за достижения в области культуры и искусства, первый из российских музыкантов, удостоенный международной премии DAAD Немецкой академической службы обменов. В истории музыкознания он оставил след как мыслитель, думающий всегда не «изнутри», а «поверх» искусства. В кругу близких людей он запомнился, как человек интеллигентный, умный, тонкий, очень скромный и очень талантливый, уникальный композитор, не похожий ни на кого.

За рубежом в музыкальном мире имя композитора Александра Кнайфеля знают все, а в России помнят, в основном, по работам в кино.Музыканта очень ждали в Европе, а он остался с нами. Премьеры его сочинений звучат на крупнейших музыкальных фестивалях в Париже, Нью-Йорке, Цюрихе, Зальцбурге, Берлине, Кельне, Маастрихте, Ферраре. Под управлением Геннадия Рождественского в Лондоне в 1980 году впервые прозвучали романтические сцены «Кентервильское привидение» и спустя 4 года в Ленинграде – музыка хореографической симфонии «Медея». В 1992 г. во Франкфурте на Майне состоялся первый монографический фестиваль композитора. Благодаря обращению к творчеству А. Кнайфеля прославленного дирижера Франса Брюггена, на премьере Голландского фестиваля в 1994 году состоялась интерпретация композиции А. Кнайфеля «Еще раз к гипотезе» (в диалоге с прелюдией и фугой И.С. Баха). По заказу Нидерландской национальной оперы в 2001 году на сцене Королевского театра Carre в Амстердаме французским театральным режиссером Пьером Ауди была поставлена опера «Алиса в стране чудес» для театра играющих, поющих и танцующих.

Среди российских друзей композитора – дирижер Аркадий Штейнлухт, пианист Олег Малов, виолончелисты Иван Монигетти, Борис Пергаменщиков, Томас и Патрик Деменга, ударники Марк Пекарский и Мирсеа Арделеану, исполнитель джазовой и старинной музыки Геннадий Гольштейн, композиторы Валентин Сильвестров, Арво Пярт, Гия Канчели, Эдисон Денисов, Тигран Мансурян, Софья Губайдулина, балетмейстер Леонид Якобсон, актёр Станислав Садальский, режиссёр  Семён Аранович, театральный режиссер Борис Понизовский, поэт Сергей Вакуленко, на его стихи написан Венок сонетов «Белым по белому» для смешанного хора a cappella, живописец Евгений Михнов-Войтенко. Глубокой данью уважения к творчеству близких друзей стали литературные работы А. Кнайфеля: «И правда, как звезда в ночи, открылась: субъективные заметки о Пятнадцатом квартете Дмитрия Шостаковича», «Несколько слов музыканта» (о поэте Сергее Вакуленко), «Пробуждение» (о кинорежиссёре Семене Арановиче), «Репетиция рая» (к 75-летию Мстислава Ростроповича).

Истинно близким человеком и другом стала для композитора его жена, выдающаяся камерная певица Татьяна Мелентьева. Для неё написаны Пятнадцать историй для певицы и пианиста «Глупая лошадь», трио для певицы и виолончелиста «Сквозь радугу невольных слез», Песнь Пресвятой Богородицы «Свете Тихий», «Бабочка» в строфах Иосифа Бродского, «Облеченная в солнце» для солистки солистов, пушкинское «Блаженство», а также пятнадцать историй для певицы и пианиста «Глупая лошадь».

Обратимся к основным вехам жизненного пути композитора:

Александр Кнайфель – один из крупнейших отечественных композиторов. Он родился в Ташкенте, в эвакуации, в семье ленинградских музыкантов – скрипача и музыковеда. А. Кнайфель всегда  называл себя «петербуржцем по национальности». Город-история с детства стал тем местом, разлука с которым всегда давалась композитору тяжело. Творческая жизнь музыканта, на его счастье, сложилась в Ленинграде-Санкт-Петербурге, а его пути в музыке пересекались с достижениями известных ленинградских-петербургских авангардистов. Первые профессиональные шаги музыкант совершил как виолончелист: произведения для струнных, в особенности, для струнного ансамбля, которые он часто слышал, стали для А. Кнайфеля музыкой его детства. Будущий композитор закончил Среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской государственной консерватории по классу виолончели у Э. Фишмана; минуя невероятный по численности конкурс абитуриентов, поступил в Московскую государственную консерваторию в виолончельный класс Мстислава Ростроповича.  Внезапно музыкант оставляет обучение и к абсолютной неожиданности многих оказывается на композиторском факультете. В юные годы дарование А. Кнайфеля раскрывалось в тесном переплетении традиций московской и петербургской школ, однако по складу дарования А. Кнайфель оказался истинным ленинградцем: московская профессура не увидела в сочинениях начинающего автора ничего из того, что можно было бы оценить по достоинству, но в Ленинградской консерватории молодого композитора встретили с большим радушием и позволили следовать ему в намеченном им самим направлении под руководством профессора Бориса Арапова. Учеба у двух музыкантов-титанов оказала неизгладимое влияние на личность юного композитора. Ранние сочинения А. Кнайфеля сложили ему репутацию неукротимого авангардиста, он сочинял бурно, стремительно, с неиссякаемой энергией.

Дипломной работой А. Кнайфеля стала опера «Кентервильское привидение» на сюжет Оскара Уайльда, которую он закончил в возрасте 22 лет. В 70-е годы опера пережила множество успешных постановок и вызвала восторг даже у композитора и ученицы Д. Д. Шостаковича Галины Уствольской, обычно с большим скепсисом смотрящей в сторону своих коллег. Что касается записи, на сегодняшний день существует лишь сюита из фрагментов оперы, записанная в начале 90-х гг. Михаилом Юровским, тогда как полная версия, наряду с другими сочинениями А. Кнайфеля, в настоящее время ещё не записана.

В 1979 году Александр Кнайфель – единственный из ленинградцев – оказался в печально известной «хренниковской семерке». На VI съезде Союза композиторов СССР в «черном» списке доклада Тихона Хренникова оказались имена семи молодых композиторов-авангардистов, чье творчество было подвергнуто жёсткой суровой критике. Выступление Т. Хренникова стало попыткой советской коньюнктуры ограничить творческую мысль молодёжи, их неостановимое движение в будущее. Фактически, творчество композиторов-авангардистов, в том числе талантливых молодых москвичей Э. Денисова, С. Губайдулиной, оказалось под негласным запретом.

С начала 1970-х композитор успешно реализует свой потенциал в сфере кинематографа. Он написал музыку более чем к 40 художественным и художественно-публицистическим фильмам, в десяти из них он предстал соавтором выдающегося режиссера Семена Арановича, музыка к лентам которого «Рафферти», «Торпедоносцы», «Противостояние» практически сразу ушла в народ. Лучшая музыка А. Кнайфеля для кино написана именно к военным фильмам: к «Торпедоносцам» и «Противостоянию».«…Мы познакомились на этих картинах, и Саша меня тогда потряс – и музыкой, и своим подходом к ней... ребенок войны, коренной ленинградец, он родился в эвакуации, но беду эту пронес через все годы и донес до нас…», – вспоминает Станислав Садальский.

Среди художественных кинолент разных лет с музыкой Александра Кнайфеля наибольшую известность приобрели фильмы «Я – актриса», «Криминальный талант», «ЧП районного масштаба», «Это было у моря…», «Личное дело Анны Ахматовой», «Я служил в охране Сталина, или Опыт документальной мифологии», «В тумане», «Игра в браслетах», «Цветы календулы», «Итальянец».

Деятельность композитора в области киномузыки исследователи называют ярким романом, который мгновенно разгорелся между ним и большим кино. Саундтрек к фильму Георгия Кропачева «След росомахи» поразил даже привыкших ко всяким необычным вещам киношников и превратился позже в отдельную сюиту «Айнана», прозвучавшую в 2024 г. в рамках XIII Платоновского фестиваля в Воронеже. При этом джазисты, игравшие в ленинградских клубах танго и квадрат «Рафферти» для джазового ансамбля Александра Кнайфеля, вряд ли могли догадываться, что в то же время тот же автор сочиняет долгую медитативную вещь под названием «Ника» в 72 фрагментах для 17 контрабасовых инструментов на тексты Гераклита, предназначенные для «безмолвного интонирования» исполнителями.

В конце 80-х—начале 90-х годов Александр Кнайфель часто обращается к библейским и молитвенным текстам и создает много вокальной и хоровой музыки a cappella. Творческие поиски в области духовной музыки привели композитора к осознанному решению: в 1996 году он принял православное вероисповедание. Его религиозные сочинения всегда создавались и были трактованы шире внешней обрядовой стороны. Его духовная музыка – невероятно красивая, умная, тихая. В числе лучших сочинений А. Кнайфеля – «Свете Тихий», Песнь Пресвятой Богородицы для Татьяны Мелентьевой, «Царю Небесный», молитва Святому Духу для голоса с сопровождением (версии с фортепиано, с челестой и фортепиано, с челестой, фортепиано и струнным квартетом), «Маранафа»,Слово огласительное Иоанна Златоуста для солистов, ансамблей, хоров и оркестров, молитва Святому Духу «Утешителю» для смешанного хора a cappella, ода Гавриила Державина «Бог» для смешанного и детского хоров.

В своих последних интервью Александр Аронович часто говорил о том, что настоящее искусство не может жить без радости и света. Слова Христа из Нагорной проповеди «радуйтесь и веселитесь» он воспринимал как прямое руководство к действию. Тексты древнего сирийского отшельника Исаака Сирина и жившего в XX веке митрополита Сурожского Антония (Блюма) стали для А. Кнайфеля духовными ориентирами, по которым он выстраивал свое мироощущение.

Александр Кнайфель – автор более сотни сочинений, в каждом из них композитор упрямо не желал вписываться в принятые стилевые направления и нормативы. В творчестве А. Кнайфеля, охватывающем все музыкальные жанры, однако, трактованные нетрадиционно и непривычно, предстает вся бесконечность мироздания: от мрачной бездны до ослепительного сияния небесных сфер, от движения маленькой букашки до шелеста ангельских крыльев. Как и все настоящие художники, Александр Кнайфель никогда не замыкался в своей профессиональной области, устремляясь дальше и выше. Его колоссальную роль в истории музыки XX–XXI веков еще предстоит оценить современникам.
В перечне творческого наследия, обозначенного самим автором как «Проявленный мир» поразительно сочетаются контрастные замыслы:  «фуга глупости», «стриптиз-кабак» с «Песнью пресвятой Богородицы», Письмо Ленина членам ЦК «Argumentum de jure» для 12 хоров с «Молитвой Ефрема Сирина», хореографическая сцена  «Кающаяся Магдалина» с хореографической сюитой-фантасмагорией «Петроградские воробьи» для оркестра двенадцати, с участием хора мальчиков, «Еще раз к гипотезе», в диалоге с прелюдией и фугой Иоганна Себастьяна Баха [WTK, I-22 (b-moll)] для ансамбля солистов с произведением «Языческий рок» для хора басов, ударных и инструментальной рок-группы,
В этих полюсах — стремление постичь все то, что окружает нас, то самое пушкинское «и внял я неба содроганье, и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход». Построенная на основе числовых и словесных рядов музыка, в которой математическая точность соседствует с удивительным наитием и уникальным мелодическим даром, властно захватывает в свою орбиту. Таковы  семнадцать вариаций на имя для камерного хора, ударных и магнитофона «Айнана».
Хоровое сочинение canticum canticorum «Восьмая глава» для храма, детского и смешанного хоров и виолончели на текст «Песнь песней Соломона» – «…одна из вершин в мировой музыкальной истории…», так гласит итальянский проект «Da capo al fine», посвященный современной музыке, №2, 2015. Премьера состоялась с участием Мстислава Ростроповича и собрала в Вашингтонском кафедральном соборе практически все слои населения, от хиппи до конгрессменов.

Благодаря Мстиславу Ростроповичу, в 90-х – начале 2000-х гг. годы состоялось несколько важных премьер сочинений Александра Кнайфеля: «Пятидесятый псалом» («Psalm 51») для виолончели соло, «Блаженства» для Мстислава Ростроповича, постановка в Амстердаме в 2001 году первой части оперы «Алиса в Стране чудес». Это 24 картинки с антрактом для театра играющих, поющих и танцующих, где по сути изобретается новый тип синтетического театра, свободного от привычной повествовательности, наполненного всяческими трансформациями и превращениями. Партитура «Алисы в стране чудес» настолько сложна своей многомерностью, что для ее адекватного воплощения в будущем, скорее всего, понадобятся ресурсы искусственного интеллекта. В своих находках композитор часто обгонял свое время, угадывая вещи, которые еще только произойдут, руководствуясь лишь наитием, чувством, что «так надо».

Духовная тематика пронизывает и многие инструментальные сочинения композитора. Два фрагмента для большого смычкового оркестра, большого ансамбля ударных инструментов и большого органа «Грядущего града взыскующие», «Litania» для оркестра, «Возношение» для хора смычковых инструментов, «Лестница Иакова», glossolalia тринадцати, молитва Святому Духу для хора виолончелей «Утешителю», «Утренние молитвы» для скрипки и камерного оркестра, «Solaris», фрагмент canticum eternum для тридцати пяти яванских гонгов (один исполнитель с электроакустической системой), «Agnus Dei» для четырёх инструменталистов a cappella, «Cantus» (от тишины до темноты) для двух исполнителей (фортепиано и ударные), «Lux aeterna» для двух псалмопевцев (две виолончели), – вот их далеко не полный перечень.

В числе светских вокально-хоровых сочинений А. Кнайфеля – дифирамб для смешанного хора и оркестра «150 000 000» на стихи из одноимённой поэмы Владимира Маяковского, «Сказка о рыбаке и рыбке» (Александр Пушкин) для скрипки, виолончели и смешанного хора, «Песня Роберта Бёрнса» для баритона и фортепиано, шесть лирических эпиграмм для баритона (высокого баса) и фортепиано «Памяти Самуила Маршака», строфы с Ф. Тютчевым «В эфире чистом и незримом» для фортепиано и струнного квартета. Свободное обращение композитора с мировой поэзией и прозой разных эпох и стилей демонстрирует высокую культурную осведомленность автора, неповторимость и непредсказуемость его творческих воззрений.

Александр Кнайфель –  мастер хореографического жанра. В содружестве с великим балетмейстером Леонидом Якобсоном им созданы хореографическая сцена «Кающаяся Магдалина» по мотивам произведений Тициана и Родена, хореографический стриптиз «Разоружение» по мотивам карикатур Бидструпа. Последний совместный замысел художников – балет «Гамлет» – остался незавершенным. «Кающаяся Магдалина» и «Монодия» для женского голоса были воплощены в танце легендарной балериной Калерией Федичевой.

В журнале «Музыка в СССР»  Александр Кнайфель предстаёт, как великий «музыкант-мыслитель, своим способом видения и запечатления мира, своим творчеством утверждает тот культурный и духовный экуменизм, который свойственен самым высоким умам и художественным натурам ХХ века. Его интересы соотносятся с огромным культурным ареалом, охватывают без каких бы то ни было стилевых ассоциаций, цитат или программных сюжетных включений высказанные в разные эпохи идеи и откровения о природном мире, о человеке и его месте в космосе. Оставленные композитором нотные тексты больше похожи на снабженные указаниями загадочные шифры и знаки, безошибочно направляющие в нужную сторону.

Все, кому посчастливилось общаться с Александром Кнайфелем вживую, никогда не забудут его улыбку и заразительный смех. Сохраняя в себе умение по-детски радоваться и по-детски открыто воспринимать окружающий мир, композитор оставался максимально серьезным и ответственным по отношению к тому, что касалось профессиональной сферы, остро реагируя на любую неискренность и фальшь. Та степень внутренней свободы, которой обладал А. Кнайфель, позволяла ему всегда смело идти вперед, «к новым берегам», и его открытия еще предстоит услышать и осмыслить. Время музыки А. Кнайфеля обязательно придет, и никакая тьма не сможет одолеть явленный через его творчество свет.

Календарь
Ноябрь, 2024
пвсчпсв
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Вход
Ваш отзыв