Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения на сайте
Календарь
Октябрь, 2024
Личный кабинет
Версия для слабовидящих
Календарь
Октябрь, 2024
Личный кабинет Версия для слабовидящих

Блог

27.06.2024

К 90-летию со дня рождения советского и украинского композитора Алемдара Сабитовича Караманова (1934 – 2007)

«…Вначале музыка была у Бога. Я ходил три дня на небесах, а потом стал писать музыку и дух мой запел…».
К 90-летию со дня рождения советского и украинского композитора  Алемдара Сабитовича Караманова (1934 – 2007)

«Мы все таланты, а он – гений». – композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Альфред Шнитке;

«Он становится подлинным отшельником и пишет симфонии как Евангелие». – искусствовед Михаил Казиник.

«С божественной любовью к людям, я записываю музыку с нотного листа Неба и передаю это вечное звучание всему Человечеству». – композитор, народный артист СССР Алемдар Караманов.

10 сентября 2024 г. исполнилось бы 90 лет со дня рождения выдающегося композитора современности Алемдара Сабитовича Караманова, ставшего основоположником нового музыкального направления в музыке – религия в симфонизме.

Музыка А. Караманова – это высочайшее подтверждение того, что происходящее во внешнем мире, как и в области чистого разума, отрицает доказательство существования Бога, но в области духовного, происходящего внутри человека, доказывает, что Бог есть.

В детстве композитор часто признавался маме, что ощущает себя инструментом, бОльшим, чем рояль.  Зародившаяся мысль со временем принесла необыкновенно щедрые плоды. Начав сочинять музыку ещё в шестилетнем возрасте, А. Караманов написал немало произведений, в том числе для детей, при этом значительная часть детских пьес создана композитором в раннем возрасте – до десяти лет. В настоящее время множество миниатюр А. Караманова входят в сокровищницу педагогического репертуара юных пианистов. Яркая образность пьес композитора для фортепиано воскрешает в памяти известные детские циклы Р. Шумана и П. Чайковского. Верно утверждение Д. Шостаковича о том, что А. Караманов это  «…интересный и оригинальный талант, и его своеобразия нельзя не заметить даже в студенческих работах…».

Среди классиков ХХ века композитор выделяется уникальностью, непохожестью на других деятелей эпохи музыкального постмодерна. А. Караманов до конца не принадлежал душой ни одному из устойчивых направлений в искусстве современности. Он не склонялся к стилевой эклектике, горячим приверженцем которой был А. Шнитке. Напомним, А. Шнитке одним из первых выделил метод произвольного сочетания стилей в направление искусства и назвал его «полистилистикой», сочетающей веяния различных эпох, национальных культур в причудливом видении художника нашего времени. Абсолютно чуждой стала для А. Караманова и серийная техника – конгломерат всего рационального и холодного, что существует в музыке. Не столь заметно увлечение композитора иными направлениями, востребованными во времена его творческого расцвета: неоклассицизм, необарокко, новая фольклорная волна. Воспитанный в традициях музыкального авангарда, А. Караманов не являлся преданным почитателем модных тенденций, а создавал звуковые картины, максимально полно и реалистично воплощающие страдания и радости человечества. Почерк композитора, его манера письма никоим образом не содержат сходство с современностью, зачастую идут вразрез с традициями авангарда. Его музыкальный язык порой кажется архаичным, хотя и не допускает цитирования и отзвуков прошлого. Вместе с этим, музыка А. Караманова свободна от традиций форм-кристалла, от запоминающихся мелодий, которые легко запомнить и напеть. Долгие линии развития в его музыке нужны А. Караманову для чуткого понимания бесконечности Вселенной. Изложение музыкального материала – это не горизонталь, а круг, эллипс – как форма и траектория движения планет, кульминации – вспышка сверхнового небесного тела или разбегание галактик. А. Караманов берет главный мотив и проводит его через многие испытания. Современник мастера, композитор Юрий Буцко называл талант композитора «… особенным, оригинальным, не подражающим ни одному направлению из тех, которые складываются вокруг него…», а музыковед Михаил Казиник охарактеризовал находки композитора в области авангарда как самые уникальные, на уровне потрясения, при этом говоря, что в творческом облике А. Караманова соединяются два антипода русской музыки ХХ века – А. Скрябин и С. Рахманинов. Как и эти великие художники, А. Караманов движется и по-скрябински – в сторону духа, мессианства, переворота во всем человечестве, и по-рахманиновски – в сторону весны, колокольного звона,  земной красоты.

Творческий путь композитора очерчивает знаковый поворот от насыщенных сложностью авангардных  сочинений в сторону духовного просветления, преобладания задушевной мягкости образного содержания, поисков смысла жизнебытия и утверждения нового самобытного музыкального языка, в основе которого – яркий тематизм и устойчивая ладогармоническая основа. А. Караманов появился в эпоху затишья после двух мировых войн, воплотил в своей музыке свободу человека в космосе, мир, где есть добро, поведал тайну рождения божественного в человеке.

Круг тем сочинений А. Караманова затрагивает актуальные проблемы существования человека духовного, а духовность в свою очередь это ключ к спасению, возобновлению и процветанию жизни. Его музыка – всегда движение от робкого и беззвучного до ликующего и экстатически восторженного. Способ изъяснения – максимально простой. Безусловно, в условиях тяготения многих композиторов к атональности, к использованию нестабильных ладовых систем и нетерцовых созвучий композитор, пишущий на понятном языке, содержащем секвенции, ясные созвучия, привычные тяготения и разрешения, рисковал обрести в кругу музыкантов славу старомодного и не слишком сведующего в области технико-композиторских новшеств. «Я как диковинная рыба, которую никто не понимает», – любил говорить о себе А. Караманов. Величайший музыковед ХХ века Юрий Николаевич Холопов утверждал, что А. Караманов «…едва ли не одним из первых выразил общую тенденцию поставангарда – отход от его крайностей в сторону умеренности и большей традиционности».

Избегая в музыке сложных метафизических смыслов, сюжетов о динамичной смене времен от прошедшего к будущему, А. Караманов, в противовес этому, погружается в атмосферу воссоздания и звукоописания библейских сюжетов музыкальными средствами. Творчество А. Караманова отличается необыкновенной духовностью и глубиной. Композитор часто использует религиозные тексты в качестве основы для своих произведений. Тематика крупных сочинений, таких как симфонии, оратории затрагивает важные в искусстве темы – любовь, смерть, вера и надежда. Сам А. Караманов говорил о своей музыке: «Классика устала. Моя музыка – это реакция на усталость и открытие новых путей через хорошо слышимое, знакомое».

Композитор, испытывая потребность в воссоздании библейских сюжетов и  образов в музыке, вел аскетично замкнутый образ жизни в тихом крымском городе, избегая суеты и чрезмерного количества людей. Именно в такой закрытой от внешнего мира обстановке А. Караманов не только создавал свои самые зрелые творения, но и выработал неповторимый и новый стиль библейской симфонии. В уединении композитора, в его общении с морем, небом, звездами М. Казиник увидел начало новой великой волны истории музыки.

А. Караманов – это прежде всего яркий композитор-симфонист, в чьих сочинениях часто прослеживаются сюжеты, вдохновленные текстами Священного писания. Каждая из них – страница мировой музыкальной истории. Наиболее известные сочинения часто звучат на концертных площадках мира: цикл из десяти симфоний «Sovershishesia», «Stabat Mater» для солистов, хора и оркестра (1967), «Requiem» (1971, партитура – 1991) для солистов, хора и оркестра. Каждый пример жанра воплощает стремление композитора через прекрасное возвысить дух человека.

Симфоническое наследие А. Караманова охватывает следующие направления:
сочинения на детскую тематику – Симфоническая поэма «Сказка» (1954), Сюита для оркестра «Лесные картинки» (1956);
симфонии, вдохновленные событиями современности – Четвертая симфония «Майская» в семи частях (1956),  Пятая симфония-драматория «В. И. Ленин» с хором в трех частях (1957), Симфоническая поэма «Ангарстрой» (1957), Героическая увертюра для оркестра «12 апреля» (1964), Праздничная увертюра для оркестра (1964), Крымская увертюра для оркестра (1982), Гимн Крымской республики (1992);
примеры классико-романтического жанра – программная Седьмая симфония «Лунное море» в трех частях (1958), Восьмая симфония «Классическая» в четырех частях (1960), Девятая симфония в четырех частях (1962), Двадцать четвертая симфония «Аджимушкай» (1983);
религиозные симфонии Одиннадцатая — Четырнадцатая симфонии. Цикл симфоний «Совершишеся» в десяти частях, с хором в финале (1965-1966), Пятнадцатая — Шестнадцатая симфонии «Et in amorem vivificantem» (1974), Восемнадцатая—Двадцать третья симфонии. Цикл из шести симфоний «Бысть» (1976—1980-е). Симфонии, основанные на библейских событиях – небольшая часть того, что создано композитором огромного таланта и работоспособности.

К области академических сочинений, созданных в начале 60-х гг. ХХ века, принадлежат три концерта для фортепиано с оркестром, два концерта и Ориентальное каприччио для скрипки с оркестром, инструментальные квартеты, сонаты, фортепианная и камерно-инструментальная миниатюра.  

Наибольшую известность среди фортепианных концертов А. Караманова приобретает  Третий – «Ave Maria», или Благовещение. Произведение начинается с мотива, напоминающего всю старую музыку – это мотив Благой вести, соло трубы, возвещающее деве Марии великую тайну. В партии оркестра оживают традиции русской музыки, русского Востока, нежного, святого, ласкового. Потоки звуков рояля, меняющиеся каждую секунду, пассажи, выстроенные «террасами», как в музыке Барокко – музыка, характерная только для А. Караманова. За изменениями в музыке композитора нужно пристально наблюдать, как за изменчивостью игрой воды, как за бликами солнечного света. Драматические эпизоды концерта – это Благая весть, ставшая в будущем трагедией православного мира. Вторая и третья части концерта раскрывают процесс рождения Бога в человеке, становятся попыткой примирить трагическую и совершенную гармонию.

Сочинения А. Караманова для хора с оркестром и a cappella покоряют жанровым и сюжетным разнообразием. Это и пейзажные зарисовки, и патриотическая лирика, и легенды и сказания о родном крае: миниатюры для хора «Родина» для хора на текст К. Симонова (1950-е гг.), «Славянам» (1960) для хора, «Осеннее» для хора на слова В. Фирсова (1964), хоровые циклы «Времена года» (1959), «Воспоминания», «Возвращение», «Посвящения», «Летящие листки», «Образы-картины» на текст  А.Сампуровой (1974 – 1975), «Легенда-быль Аджимушкая» для солистов, хора и оркестра на слова Б. Сермана (1983), Мистерия «Херсонес» (1994).

Яркая и колоритная страница отечественного искусства ХХ века – камерно-вокальное наследие А. Караманова. В числе интересных сочинений – поэма для тенора и фортепиано «Когда ты проходишь мимо» на текст Асмапура (1963), «Преступление было в Гранаде» для сопрано, скрипки, флейты и двух фортепиано памяти Ф. Гарсии Лорки на текст М. Эрнандеса (1963), вокальный цикл «Звезды» на текст С. Щипачева для среднего голоса и фортепиано, Вокальный цикл для баритона и фортепиано «Африканские песни» (1963), «Тебе». Семь романсов для колоратурного сопрано и фортепиано на текст А. Сампуровой (1975). Не меньшей значимостью отличаются джазовые сочинения А. Караманова – Сюита для джаз-оркестра (1960), Концерт для трубы и джаз-оркестра (1965—1966), образцы сценических жанров – балеты «Комсомолия» (1957), «Сильнее любви» (1961), музыка к спектаклю «Блистающий мир» по А. Грину (1962-1965), мюзикл «Фонтан любви» по А. Пушкину (1982), музыка к кинофильмам «Обыкновенный фашизм», режиссер М. Ромм, (1965—1966), «Стратегия победы» в пятнадцати сериях (1985), «Любовь с привилегиями», режиссер В. Кучинский (1989).

А. Караманов – композитор, который всегда стремился к совершенству, неустанно работал над своей музыкой, стремясь создать произведения, которые бы трогали сердца людей и вдохновляли их на лучшее. Его музыка – это дар человечеству, который будет жить вечно. Его творчество пронизывает души и приносит исцеление, вдохновение и надежду. А. Караманов – композитор, чьи произведения исполняются по всему миру и входят в репертуар ведущих оркестров и дирижеров. Его музыка звучала в самых престижных концертных залах, включая Карнеги-холл в Нью-Йорке, Королевский театр Ковент-Гарден в Лондоне, Большой зал Московской консерватории и Берлинскую филармонию.

За свой вклад в развитие мировой культуры А. Караманов удостоен множества наград, в том числе, звания Народного артиста, Члена Союза композиторов СССР, Национальной премии им. Тараса Шевченко, автор Государственного гимна Республики Крым.  В его честь установлены памятники, названы школы, улицы, расположенные по всей России, и даже планета носит имя «Караманов».

Красота и духовная глубина произведений А. Караманова уже давно завоёвывают сердца людей всего мира. Его музыка исполнялась всемирно известными дирижёрами из России, Белоруссии, Украины, Азербайджана, Аргентины, стран Прибалтики, Франции, Англии, Германии, Польши, Болгарии. Среди них – Владимир Спиваков, Владимир Федосеев, Владимир Ашкенази, Теодор Курентзис, Владимир Зива, Юрий Кочнев, Александр Титов,  Альвидас Шульчис, Энрике Дьемеке, Антонио де Альмейда, Георг Шолти, Эмиль Табаков, Ялчин Адыгезалов, Евгений Бушков, Вячеслав Валеев, Алексей Гуляницкий, Эдуард Гулбис, Альгис Жюрайтис, Константин Кримец, Геннадий Проваторов, Александр Свешников, Александр Долинский, Александр Титов, Эмин Хачатурян, Александр Жигун, Дмитрий Васильев и многие другие.

Сегодня с нами нет этого замечательно одаренного и деятельного человека. Он ушел из жизни третьего мая 2007 года. Долгие годы при жизни сочинения композитора были неисполняемыми. Но его музыка продолжает жить с нами. Слушать ее, сопереживать лирическим героям его произведений, впитывать духовную высоту творений библейских циклов - все это помогает видеть ту действительную жизнь, которая парит над уровнем усредненности, трафарета, привычных шаблонов восприятия. Мощная звуковая архитектура творений А. Караманова побуждает в человеке уверенность: зло может и должно быть побеждено, правда и красота непременно восторжествуют. От современных слушателей и исследователей зависит, понесет ли нынешнее поколение дальше и разовьет ли те идеалы, провозглашенные творчеством большого композитора нашего времени.

О роли композитора в истории современной музыки точно сказал Михаил Казиник: «Советский и российский композитор, бросивший столицу ради того, чтобы только писать музыку: глубокую, красивую в надрыве, оставляющую бесконечно светлую надежду и страшную в своей натуралистичности.

Он ушел от столичной славы потому, что был абсолютно убежден в своем предназначении.

Этот композитор сильно опередил своё время. Понять его смогут немногие, а оценить по достоинству, наверное, на данный момент не способен никто». – из предисловия к фильму о композиторе.

Календарь
Октябрь, 2024
Вход
Ваш отзыв