Честный, бескомпромиссный, истинно русский интеллигент, на всём облике и делах которого – печать высочайшей духовности. - О композиторе Н. Я. Мясковском (1881 - 1950)
«Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском», – так говорил о композиторе один из его ближайших друзей академик Б. В. Асафьев.
Николай Яковлевич Мясковский — старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых её истоков. «Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском», — писал Б. В. Асафьев. В первую очередь это относится к жанру симфонии, которая прошла в творчестве Мясковского большой и сложный путь, стала «духовной летописью» его творческого пути. В симфонии кашли отражение размышления композитора о современности, которую наполнили бури революции, гражданская война, голод и разруха послевоенных лет, трагические события 30-х гг.
Жизнь Н. Я. Мясковского проходила через тяжелые невзгоды Великой Отечественной войны, а на закате дней ему довелось испытать безмерную горечь несправедливых обвинений в печально известном постановлении от 11 февраля 1948 г.
27 симфоний Н. Я. Мясковского — это путь, длиною в жизнь, трудный, подчас мучительный поиск духовного идеала, который виделся в непреходящей ценности душевной красоты и мысли человеческой. Помимо симфоний Н. Я. Мясковский создал 15 симфонических произведений других жанров: концерты для скрипки, виолончели с оркестром, 13 струнных квартетов, 2 сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную сонату, более 100 фортепианных произведений, сочинения для духового оркестра. У Мясковского есть замечательные романсы на стихи русских поэтов (около 100 произведений), кантаты, вокально-симфоническая поэма «Аластор».
Н. Я. Мясковский родился в семье военного инженера в крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии. Там, а затем в Оренбурге и Казани прошли его ранние детские годы. Н. Мясковскому было 9 лет, когда умерла мать, и заботу о пятерых детях взяла на себя сестра отца, которая «была очень умной и доброй женщиной, но ее тяжёлая нервная болезнь наложила на весь наш обиход унылый отпечаток, что, пожалуй, не могло не отразиться на наших характерах», — писали впоследствии сестры Н. Я. Мясковского, который, по их словам, был в детстве «очень тихим и застенчивым мальчиком... сосредоточенным, немного сумрачным и очень скрытным».
Несмотря на растущее увлечение музыкой, для Н. Я. Мясковского, согласно семейной традиции, была выбрана военная карьера. С 1893 г. он обучался в Нижегородском, а с 1895 г. — во Втором Петербургском кадетском корпусе. Занимался также и музыкой, хотя нерегулярно. Первые композиторские опыты — фортепианные прелюдии — относятся к пятнадцатилетнему возрасту. В 1889 г. Н. Я. Мясковский, следуя желанию отца, поступил в Петербургское Военно-инженерное училище. «Из всех закрытых военно-учебных заведений — это единственное, которое я вспоминаю с меньшим отвращением», — писал он впоследствии. Возможно, свою роль в такой оценке сыграли новые друзья композитора. Он встретился«с целым рядом музыкальных энтузиастов, притом совсем новой для меня ориентации — на Могучую кучку». Решение посвятить себя музыке все более крепло, хотя давалось не без мучительного душевного разлада. И вот, окончив училище в 1902 г., Н. Я. Мясковский, направленный на службу в военные части Зарайска, затем Москвы, обратился к С. И. Танееву с рекомендательным письмом от Н. А. Римского-Корсакова и по его совету в течение 5 месяцев с января по май 1903 г. прошел с Р. М. Глиэром весь курс гармонии. Переведясь в Петербург, он продолжил занятия с бывшим учеником Н. А. Римского-Корсакова И. Крыжановским.
В 1906 г., втайне от военного начальства, Н. Я. Мясковский поступил в Петербургскую консерваторию и в течение года вынужден был совмещать учебу со службой, что оказалось возможным только благодаря исключительной работоспособности и предельной собранности. Музыка сочинялась в это время, по его словам, «бешено», и к моменту окончания консерватории – 1911 г. – Мясковский был уже автором двух симфоний, Симфониетты, симфонической поэмы «Молчание» (по Э. По), четырех фортепианных сонат, квартета, романсов. Произведения консерваторского периода и некоторые последующие сумрачны и тревожны. «Серая, жуткая, осенняя мгла с нависшим покровом густых облаков», — так характеризует их Б. В. Асафьев. Сам Н. Я. Мясковский видел причину этого в «обстоятельствах личной судьбы», заставившей его вести борьбу за избавление от нелюбимой профессии. В консерваторские годы возникла и продолжалась всю жизнь тесная дружба с С. С. Прокофьевым и Б. В. Асафьевым. Именно Н. Я. Мясковский сориентировал Б. В. Асафьева по окончании консерватории на музыкально-критическую деятельность. «Как Вы можете не пользовать свое замечательное критическое чутье»? — писал он ему в 1914 г. С. С. Прокофьева Н. Я. Мясковский ценил как высокоодаренного композитора: «Я имею смелость считать его по дарованию и самобытности значительно выше Стравинского».
Вместе с друзьями Н. Я. Мясковский музицирует, увлекается произведениями К. Дебюсси, М. Регера, Р. Штрауса, А. Шёнберга, посещает «Вечера современной музыки», в которых с 1908 г. сам участвует как композитор. Встречи с поэтами С. Городецким и Вяч. Ивановым пробуждают интерес к поэзии символистов: появляются 27 романсов на стихи З. Гиппиус.
В 1911 г. И. Крыжановский познакомил Н. Я. Мясковского с дирижёром К. Сараджевым, который стал в дальнейшем первым исполнителем многих произведений композитора. В этом же году началась музыкально-критическая деятельность Н. Я. Мясковского в еженедельнике «Музыка», издававшемся в Москве В. Держановским. За три года сотрудничества в журнале с 1911 по 1914 гг. Н. Я. Мясковский опубликовал 114 статей и заметок, отличавшихся проницательностью и глубиной суждений. Его авторитет музыкального деятеля все более укреплялся, но начавшаяся империалистическая война круто изменила последующую жизнь. В первый же месяц войны Н. Я. Мясковский был мобилизован, попал на австрийский фронт, получил тяжелую контузию под Перемышлем. «Я испытываю... чувство какой-то необъяснимой отчужденности ко всему происходящему, точно вся эта глупая, животная, зверская возня происходит в совершенно другой плоскости», — пишет Н. Я. Мясковский, наблюдая «вопиющую неразбериху» на фронте, и приходит к выводу: «К черту войну всякую!»
После Октябрьской революции, в декабре 1917 г. Н. Я. Мясковский был переведен на службу в Главный военно-морской штаб в Петрограде и возобновил композиторскую деятельность, создав за 3 с половиной месяца две симфонии – драматическую Четвертую («отклик на близко пережитое, но со светлым концом») и Пятую, в которой впервые у Н. Я. Мясковского прозвучали песенные, жанрово-танцевальные темы, напомнившие о традициях композиторов-кучкистов. Именно о таких произведениях писал Б. В. Асафьев: ...«Я не знаю ничего прекраснее в музыке Н. Я. Мясковского, чем моменты редкостной душевной ясности и духовной просветленности, когда вдруг музыка начинает светлеть и свежеть, как весенний лес после дождя». Симфония №5 вскоре принесла Н. Я. Мясковскому мировую известность.
С 1918 г. Н. Я. Мясковский живет в Москве и активно включается в музыкально-общественную деятельность, совмещая её со служебными обязанностями в Генеральном штабе (который был переведен в Москву в связи с переездом правительства). Он работает в музсекторе Госиздата, в музыкальном отделении Наркомпроса, участвует в создании общества «Коллектив композиторов», с 1924 г. активно сотрудничает с журналом «Современная музыка».
После демобилизации с 1921 г. Н. Я. Мясковский начинает преподавательскую деятельность в Московской консерватории, продолжавшуюся почти 30 лет. Он воспитал целую плеяду советских композиторов: Д. Кабалевский, А. Хачатурян, В. Шебалин, В. Мурадели, К. Хачатурян, Б. Чайковский, Н. Пейко, Е. Голубев и др. Возникает обширный круг музыкальных знакомств. Н. Я. Мясковский охотно участвует в музыкальных вечерах у П. Ламма, певца-любителя М. Губе, В. Держановского, с 1924 г. он становится членом АСМ. В эти годы появляются романсы на стихи А. Блока, А. Дельвига, Ф. Тютчева, две фортепианные сонаты, в 30-е гг. композитор обращается к жанру квартета. Искренне стремясь откликнуться на демократические запросы пролетарского быта, создает массовые песни. Однако на первом плане всегда находится симфония. В 20-е гг. им создано пять симфоний, в следующее десятилетие - одиннадцать. Разумеется, не все они художественно равноценны, но в лучших симфониях Н. Я. Мясковский достигает той непосредственности, силы и благородства выражения, без которых, по его словам, музыка для него не существует.
От симфонии к симфонии все более отчетливо прослеживается склонность к «парному сочинению», которую Б. В. Асафьев характеризовал как «два течения — самопознание себя... и, рядом, проверка этого опыта взглядом вовне». Сам Н. Я. Мясковский писал о симфониях, «что сочинял часто вместе: более густые психологически... и менее густые». Примером первых может служить Десятая, которая «явилась ответом... на давно мучившую... идею — передать картину душевного смятения Евгения из „Медного всадника“ Пушкина». Стремление к более объективному эпическому высказыванию характерно для Восьмой симфонии, где наблюдается попытка воплотить образ Степана Разина, Двенадцатой, связанной с событиями коллективизации, Шестнадцатой, посвященной мужеству советских летчиков; Девятнадцатой, написанной для духового оркестра. Среди симфоний 20-30-х гг. особенной значимостью отмечены Шестая (1923) и Двадцать первая (1940). Шестая симфония глубоко трагична и сложна по содержанию. Образы революционной стихии переплетаются с идеей жертвенности. Музыка симфонии — ярко контрастна, смятенна, импульсивна, атмосфера ее накалена до предела. Шестая симфония Н. Я. Мясковского — один из самых правдивых и впечатляющих художественных документов эпохи. С этим произведением «в русскую симфонию входит большое чувство тревоги за жизнь, за её цельность». – Б. В. Асафьев.
Этим же чувством проникнута и Двадцать первая симфония. Но она отличается большой внутренней сдержанностью, лаконизмом, сосредоточенностью. Мысль автора охватывает разные стороны жизни, повествует о них тепло, задушевно, с оттенком печали. Темы симфонии пронизаны интонациями русской песенности.
Не менее интересна Шестнадцатая симфония Н. Я. Мясковского — одна из ярчайших страниц в истории советской симфонической музыки. С. С. Прокофьев, присутствовавший на открытии концертного сезона Московской филармонии 24 октября 1936, когда она впервые прозвучала под управлением венгерского дирижёра Эугена Сенкара, писал в газете «Советское искусство»: «По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности настроения это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой».
Предпоследняя симфония Н. Я. Мясковского, что не вполне обычно, – основана на древнерусских мелодиях. В письме Д. Кабалевскому от 18 июня 1948 года Николай Яковлевич сообщал: «Сейчас я связался с очень трудной задачей — пытаюсь соорудить симфонию на материале русского демественного пения (XI —XII) в расшифровке В. Беляева. Тем мало, приходится все время досочинять… Содержание песен такое: «плач странствующего», «стих о Рождестве», «стих грозный». Два первых вышли у меня почти плясовыми».
Путь к последней, Двадцать седьмой симфонии, намечается от симфонии №21. прозвучавшей уже после кончины композитора. Он проходит через творчество военных лет, в котором Н. Я. Мясковский, как и все советские композиторы, обращается к теме войны, размышляя о ней без ложного пафоса. Таким и вошел Н. Я. Мясковский в историю советской музыкальной культуры – честным, бескомпромиссным, истинным русским интеллигентом, на всем облике и делах которого лежала печать высочайшей духовности.
По материалам сайта belcanto.ru