Ссылка на источник: Журнал Яркуб, Серегй Калинин
14 августа Ярославская государственная филармония представила публике обновленный орган.
Более двух месяцев специалисты немецкой фирмы «В. ЗАУЭР» работали над инструментом,
чтобы сделать его звучание идеальным. Мастера буквально подарили органу Концертного
зала имени Л. В. Собинова вторую жизнь. Как с восторгом отмечает Мартин Штефан,
он воскрес из мертвых и теперь способен даже имитировать пение соловья и крик совы.
Любопытно, но орган в Ярославле мог и не появиться.Несмотря на то, что традиции органной музыки имели место в царской России, пик популярности этот музыкальный инструмент пережил в годы СССР. Как и во многих городах, в Ярославле он появился в союзные годы на волне популяризации органостроения и органной музыки в целом. Усилиями всего нескольких
музыкантов, которые убедили советских чиновников в актуальности органа, символ любой католической церкви появился в концертных залах страны, где в почете был атеизм.
«Лучшая в мире публика, но худшие органы»
До середины XX века органное дело в нашей стране лишь теплилось. Орган можно было услышать в Москве и Ленинграде, во Львове и Ташкенте, но фактически полномасштабные концерты проходили лишь в столице СССР и в городе на Неве. Парадоксально, но Советский Союз пережил в середине
50-х годов двадцатого столетия настоящий органный бум, а такую популярность инструменту принесли три человека - русский органист и профессор Ройзман Леонид Исаакович, чешский музыкант Иржи Рейнбергер и немецкий органист Вольфганг Шетелих.
— Я училась органному делу у профессора Ройзмана, а тот в свою очередь был учеником известного русского органиста и педагога Александра Федоровича Гедике, — вспоминает лауреат премии имени Л. В. Собинова, Народная артистка РФ, органист Ярославской филармонии Любовь
Шишханова. — В 50-е годы в СССР приехал профессор Пражской академии изящных искусств, органист Иржи Рейнбергер. Он сказал Леониду Исааковичу, что «у вас лучшая в мире публика, но худшие в мире органы». Ройзман, услышав эти слова, повел Рейнбергера буквально за руку в Министерство культуры СССР, где попросил повторить сказанную фразу. Каким-то непостижимым
образом Иржи Рейнбергер сумел деликатно объяснить нашим чиновникам то, насколько
велика и прекрасна органная музыка. Затем в СССР приезжал еще один широко известный в Европе органист — Вольфганг Шетелих. Он также всячески поддержал идею популяризации духового инструмента в Советском Союзе, уговорив профессора Ройзмана возродить органное дело. При
помощи и благодаря авторитету Шетелиха и Рейнбергера Леонид Исаакович сумел найти должные аргументы в стенах чинов ничьих кабинетов и настоять на том, чтобы при Министерстве культуры СССР был сформирован Совет по органостроению, главная задача которого — плановая установка органов в городах Союзных республик. С тех пор и до самой перестройки на территории СССР
было построено около 90 органов. Каждый город, который желал видеть у себя в концертном зале этот музыкальный инструмент, выходил с соответствующей заявкой в Совет по органостроению, где она рассматривалась. Потом заявитель вносился во всесоюзный план. Первый орган в рамках этого важного документа был установлен в 1959 году в Малом зале столичной консерватории.
Орган Ярославской филармонии
Наш город был шестым по счету во всесоюзном плане. Орган в Ярославской филармонии смонтировали и установили в 1974 году. Работы выполняла немецкая фирма «В. ЗАУЭР», которая строила органы в России еще до революции. По счастливому стечению обстоятельств на протяжении сорока лет немецкие специалисты и работники Ярославской филармонии находились в тесном контакте.
— Россия не обладает и не может обладать такими широкими возможностями органостроения, как например Германия или Швейцария, — говорит Любовь Шишханова. — На Западе орган тесно
связан с религией, в России это, прежде всего, концертный инструмент. Просто счастье, что с 1974 года и по настоящее время мы постоянно поддерживали связь с представителями фирмы «В. ЗАУЭР». Поэтому именно специалисты «В. ЗАУЭР» выполняли ремонт органа в этом году.
За всю историю своего существования ярославский орган дважды подвергался серьезному обновлению (ремонту) — в 1997 году и этим летом. Концертный зал — далеко не лучшее место для такого инструмента. Работники Ярославской филармонии признают, что орган находится едва ли не в экстремальных условиях.
— Вытерпеть такие сложные условия никакому инструменту не под силу, — отмечает Любовь Шишханова. — На любом эстрадном концерте, который мы принимаем, перед ним вешается
занавес, пыль с которого естественно попадает на орган. Плюс ко всему сценический дым и другие примочки популярной музыки наносят вред нашему «Королю». Содержать орган в отличном состоянии в подобных условиях крайне тяжело, это не церковь, где влияние внешних факторов можно назвать постоянными.
Часть органа, которую видит зритель, находясь в зале, лишь его лицо. На самом деле инструмент представляет собой многоэтажный дом. Несколько уровней, на которых расположены тысячи труб
разных размеров, сообщаются между собой коридорами и лестницами. Ярославский орган насчитывает 3500 труб и 48 регистров (рядов труб одинакового тембра). При желании, внутри него можно было бы даже переночевать. Каждую из труб в ходе ремонта этого года немецкие специалисты тщательно прочистили, в общей сложности удалив оттуда несколько килограммов пыли.
— Орган Ярославской филармонии был очень сильно загрязнен, — рассказывает о проблемах в ходе ремонта интонировщик Петер Фрессдорф. — Загрязнение же приводит к тому, что меняется звучание
инструмента, оно становится тусклым и слабым. По этой причине в процессе запыления орган постоянно приходилось подстраивать. Если труба загрязнена, то она звучит ниже, чем нужно. Соответственно ее нужно настраивать выше.
После того, как все трубы ярославского органа были вычищены, они зазвучали выше, нежели нужно. Логично, что звук пришлось настраивать ниже. Это одна проблема, с которой столкнулись специалисты «В. ЗАУЭР». Кроме того, за полных
сорок лет претерпел изменения материал составных элементов органа. В том числе труб, которые выполнены из сплава олова и свинца, а некоторые и вовсе являются деревянными. Все устаревшие и деформированные элементы заменили на новые.
«Головой» любого духового органа является пульт — рабочее место органиста. Пульт органа Ярославской филармонии также устарел, его заменили современным аналогом, выполненным по последним технологиям. Он оснащен тремя мануалами (клавиатура для игры руками) и педальной клавиатурой.
Немаловажным аспектом, что влияет на звучание органа, является акустика помещения, где он смонтирован. Про это в филармонии также не забыли, заменив в зале старые стулья новыми.
Стоимость ремонта органа Ярославкой филармонии составила около 15 миллионов рублей. 12 миллионов были прописаны непосредственно в контракте, еще несколько миллионов было затрачено
на оформление документов о прохождении таможенного досмотра, уплату таможенной пошлины, на организацию проживания немецких специалистов и на другие текущие издержки. Неоценимую спонсорскую помощь в ремонте органа оказало ПАО «БИН БАНК». В знак благодарности меценатам в зале имени Л. В. Собинова на фасаде инструмента была установлена памятная табличка. Надпись на ней гласит: «Орган фирмы В. ЗАУЭР (ГДР) установлен в Концертном зале имени Л. В. Собинова в 1974 году. Капитальный ремонт и новый дизайн органа осуществлены фирмой органостроения «В. ЗАУЭР» на средства ПАО «БИН БАНК» в 2015 году».
Еще один примечательный факт, теперь каждый ярославец сможет не только услышать орган в стенах филармонии, но и прикоснуться к истории «Короля инструментов». Старый пульт, демонтированный в ходе ремонта этого года, был передан в Музей истории города. Он появится в экспозиции, как подтверждение тому, что Ярославль оказался одним из первых городов СССР,
где в рамках союзного плана установили орган! Кроме того, посетители музея смогут изучить устройство «головы» органа, которая представляет колоссальный интерес с инженерной точки зрения.