«Дж. Кейдж часто критиковал меня за избыточное количество нот. Для него важна тишина, в тишине он находил звуки. А я нахожу тишину в звуках». – Филип Гласс, из интервью с Ольгой Романцовой, 2003 г.
Филип Гласс (род. 1937) – американский композитор, один из наиболее влиятельных музыкантов мировой величины. Истинно, это гений современности, один из самых величайших композиторов XX и XXI века. В отношении Филипа Гласса однажды сказали «Голос Планеты Земля». Столь резонирующий эпитет вряд ли кто-либо решится оспорить. В музыке композитору подвластно решительно все. За свою долгую карьеру американский мэтр доказал, что его талант не знает границ.
Творчество Филипа Гласса принято относить к минимализму – направлению, в котором работали такие композиторы, как Ла Монте Янг, Стив Райх и Терри Райли, и в развитие которого Филип Гласс внёс много нового. Композитор ярко проявил своё дарование как в максимально коротких, так и в поражающе развёрнутых монументальных формах.
Перу Филипа Гласса принадлежит множество музыкально-театральных произведений. Cреди них – опера «Сатьяграха», опера «Эйнштейн на пляже», которая была поставлена в 1976 году Робертом Уилсоном, и которая явилась одним из немногих американских сочинений, поставленных на сцене театра Metropolitan Opera, New York City (NYC), USA. К более поздним сочинениям, сценическая судьба которых сложилась не менее успешно, относятся опера «Эхнатон» (1984), ставшая крупным мировым культурным событием, и опера «Путешествие», поставленная на сцене Metropolitan Opera в 1992 году. В опере композитора привлекает легендарная сюжетная основа, часто связанная с эпохальными событиями мировой истории, а также возможность увековечить в музыкальном произведении жизнь и деятельность выдающихся персоналий современности, например, М. Ганди.
Среди инструментальных сочинений Филипа Гласса – 12 симфоний, 11 концертов, 8 струнных квартетов, разнообразная камерная музыка, порядка 50 саундтреков к фильмам. Три кинопартитуры Филипа Гласса были номинированы на премию Оскар.
Филип Гласс является основателем ансамбля Philip Glass Ensemble (1968), в котором играет на клавишных инструментах и для которого пишет музыку. По его словам, «…у этого ансамбля просто захватывающее чувство ритма и музыкальность. Им все время приходится учиться играть музыку: новый композиторский язык требует новой техники. Некоторые современные сочинения на первый взгляд кажутся простыми, но стоит начать их играть, понимаешь, что сделать это не так-то легко…», «…когда мне говорят: какая у вас простая музыка, я воспринимаю это скорее как комплимент ансамблю...» – из интервью.
В молодости Филип Гласс сотрудничал с индийским композитором Рави Шанкаром, который стал его учителем и повлиял на всё его дальнейшее творчество, а также с дирижёром Надей Буланже, сыгравшей колоссальную роль в становлении творческого пути композитора. Карьера музыканта началась в 60-е гг. ХХ века в Париже. Позже музыкант переехал в Нью-Йорк, где был невероятно успешен и востребован в богемных кругах.
Всемирная известность пришла к композитору в 1983 году после создания саундтрека к первому фильму трилогии Годфри Реджио «Койяанискаци», «Поваккаци», «Накойкаци». Заслуга Филипа Гласса как кинокомпозитора – в кардинальном изменении самого подхода к сочинению музыки для кино. Поначалу осознавая себя композитором, пишущим музыку для узкого, элитарного круга слушателей, композитор имел иные источники материального дохода, а музыку считал своим хобби. Но получив заказ написать оперы для двух крупных европейских театров, Филип Гласс посчитал это первой достойной профессиональной работой. Тем более неожиданным для композитора оказался триумф оперы «Эйнштейн на пляже». Успех со временем лишь умножался, неукоснительно росло количество заказов на киномузыку. Композитор понимал, что даже несмотря на минимум проявления творческой фантазии и работу по велению продюсера и режиссёра, на создание музыки для кинематографа уходит гораздо меньше времени и сил, чем на написание оперы. Сочинение в жанре киномузыки оказывается более прибыльным, а фрагменты саундреков максимально быстро распространяются в слушательской среде. Особым вниманием композитор отмечает совместную работу в кино с режиссёром Мартином Скорсезе, где он писал музыку для картины с солидным бюджетом и чувствовал себя совершенно свободным в плане музыкального вкуса.
Филип Гласс – автор музыки к большому числу кинофильмов, среди которых такие как «Кундун», «Шоу Трумана», «Часы», «Кэндимен», «Иллюзионист», «Вкус к жизни», в заключительных кадрах которого композитор сыграл самого себя, сидя за одним из столиков уличного кафе. Это далеко не полный список знаковых кинопроектов, заказанных композитору «Фабрикой грёз». Филип Гласс также написал музыку для церемонии Открытия Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе, это событие принесло ему неслыханную славу. Его композиция «Pruit Igoe» прозвучала в первом трейлере видеоигры Grand Theft Auto IV, вышедшем 30 марта 2007 года. Также композиция звучит в самой игре на радиостанции Journey. Кроме того, она используется в фильме «Хранители» в сцене воспоминаний доктора Манхэттена. В сериале «Клиника», пятый сезон звучит композиция «Koyaanisqatsi». В игре Chime используется его произведение «Brazil».
Филип Гласс – автор таких известных минималистических произведений как «Music in twelve parts», «Music with changing parts».
Музыка Филипа Гласса востребована в фильмах российского режиссёра Андрея Звягинцева «Елена» (2011) и «Левиафан» (2014).
Филип Гласс является основателем собственной музыкальной теории «музыка с повторяющейся структурой», сущность которой – лаконизм и простота выразительных средств. Этими же словами он характеризует собственный композиторский стиль. Теория с течением времени сформировалась в новаторский творческий метод, подхваченный младшими современниками Ф. Гласса. Многие композиторы во всём мире наследуют и активно используют данный вид композиторской техники. Следует сказать, что композитор предпочитает не фиксировать творческие находки, создавая множество книг и статей на эту тему. На его взгляд, эта работа, хотя и чрезвычайно интересная, всё же пронизана духом схоластики. Филип Гласс убеждён: новаторство музыки целесообразнее изучать на практике, исполняя её, слушая её, подражая ей.
В 2007 году вышел документальный фильм о жизни и творчестве Филипа Гласса режиссёра Скотта Хикса «Гласс: Портрет Филипа в двенадцати частях» («Glass: A Portrait of Philip in Twelve Parts»), рассказывающий историю жизни и творчества великого музыканта. Слова композитора, открывающие кинофильм – это авторская оценка собственного творчества, его настоящее и дальнейшие перспективы:
«Неважно, что другие думают обо мне. Что бы они не думали, я всегда делал то, что хотел, и не беспокоился об этом».
Совершенно очевидно, что так может говорить лишь человек, который свято верит в свои убеждения, в свою творческую миссию и в собственные возможности, за которыми скрывается его феноменальный успех.